» » Способы чтения

Способы чтения

Содержание книги - главная ее ценность. Но содержание всякой книги, особенно научной и учебной, сложно. Поэтому самостоятельная работа с книгой без предварительной подготовки чрезвычайно затруднительна.

К.Д. Ушинский отмечал, что люди без разумной подготовки «читают книгу и - или вовсе не понимают того, что... читают, или влагают в него свой собственный, часто странный, уродливый смысл и нередко почерпают подтверждения живущим в них предрассудкам, вместо того, чтобы освободиться от них».

Но нет и не может быть, как мы уже говорили, единого для всех рецепта организации самостоятельной работы с книгой. К тому же различные виды литературы (учебная, научно-популярная, научная, политическая, художественная) требуют специфического подхода.

От того, какую книгу мы читаем - художественную, научную, техническую - зависит то, как мы ее читаем: бегло, выборочно или полностью, поверхностно или углубленно. Способ чтения зависит также от цели и мотива чтения. Если мы ожидаем от чтения удовольствия, способ будет одним, если хотим научиться что-то делать или найти ответ на волнующий вопрос - другим, если необходимо пересказать содержание книги и получить оценку за его усвоение - третьим, если ставится цель самостоятельно оценить книгу - четвертым.

Учебные, научные, научно-популярные книги обычно читают с целью их усвоения, и они в наибольшей мере требуют от читателя
необходимости овладеть способом углубленного чтения, то есть определенными навыками и приемами осмысления и запоминания текста.

С.И. Поварнин, говоря об углубленном чтении справедливо замечал: «Этот способ... есть лучшая школа чтения... Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той степени умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, которая доступна ему по его способностям».

Ознакомление с книгой посредством беглого просмотра - первый шаг в углубленной работе с ней.

Просмотр книги — распространенный способ работы, требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесообразного порядка их применения.

Беглый просмотр книг, журналов и газет позволяет получать разнообразные сведения о существующей и новой литературе, своевременно и достаточно полно ознакомиться с ее содержанием.

В опытных руках книга, даже при ее беглом просмотре, может рассказать очень много. Для того чтобы научиться быстро и в то же время внимательно просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. Некоторые читатели упрощают процесс просмотра книги, сводя его к знакомству с аннотацией. Но, во-первых, аннотация к книге нередко отсутствует, а, во-вторых, она не всегда дает достаточно ясное представление о книге.

При беглом просмотре книги надо придерживаться следующего порядка:

- внимательно прочитать титульный лист, где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания, наименование издательства;
- найти в книге оглавление (или содержание) и ознакомиться с ним, так как в нем отражен логический план произведения: о чем написано в книге и в какой последовательности изложен материал;
- прочитать или бегло просмотреть введение и (или) предисловие, чтобы представить себе содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источник и характер сведений, содержащихся в книге;
- далее следует познакомиться с основным текстом произведения, прочитать некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы;
- важно просмотреть заключение (или послесловие) к книге, где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в произведении.

Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, то есть вспомогательным материалам, которые облегчают изучение и повышают ценность содержания книг. Так, например, в собраниях сочинений нередко указывается, когда написано то или иное произведение, когда и где впервые опубликовано, по какому тексту воспроизводится. В конце тома собрания сочинений помещаются примечания, разъясняющие основной материал текста.

Необходимо познакомиться с предметными, именными, географическими и другими указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, таблицами, картами, схемами, диаграммами, по которым мы можем судить о степени и характере изложения вопросов.

Но наиболее распространенный метод работы с книгой - сплошное чтение текста книги, с начала до конца. В большинстве случаев он обеспечивает большую глубину, целесообразность и связанность восприятия, чем при первоначальном ознакомлении посредством беглого просмотра. Только такое цельное восприятие позволяет правильно понять замысел автора книги и то, насколько удачно он раскрыт.шаблоны для dle 11.2