» » Создание студенческой научной статьи: общие рекомендации

Создание студенческой научной статьи: общие рекомендации

Конечно же, существуют множество способов создания научных публикации (от статьи до тезисов доклада), обусловленных публикационным опытом конкретного автора-ученого. Обычно, студенческие работы выполняются, согласно официальным требованиям учебного заведения или кафедры, где обучается студент, тогда как студенческие научные публикации должны, как можно, в большей степени, соответствовать профессиональным научным статьям. В этой связи, целесообразно требования, предъявляемые редакциями тематических научных журналов, распространить и на учебно-научные работы по учебным дисциплинам, чтобы повысить их научно-информационное качество. Первым из этих требований является оформление научной статьи с помощью компьютера и электронного редактора, обычно, «Word», что имеет как свои преимущества, так и недостатки, по сравнению с «ручным» писанием.

Главным серьезным недостатком компьютерного создания любой письменной работы является опасность потерять весь уже созданный текстовый материал, из-за процедурно-технических особенностей компьютера (его исправности, электронных вирусов и др.). Поскольку создание научной публикации (учебной работы), обычно, длится определенное время (дни), то применяя компьютер (особенно, подключенный к Интернету), следует обязательно, придерживаться правил вирусной безопасности. Для ее обеспечения, по опыту автора, необходимо:

- начиная создавать научную публикацию (учебную работу) на компьютере, ограничьте попадание на него неконтролируемых вами сведений, как с внешних носителей информации, так и из Интернета;
- в процессе работы всегда применяйте отдельную флешку. На нее записывайте только со своего компьютера, и только файл с очередной текущей рабочей версией вашей статьи (и ничего больше) после очередного творческого сеанса. Причем, флешка предпочтительнее для дублированного сохранения файла, чем специальные интернетовские системы (например, Dropbox или ее аналоги), т.к она является полностью автономным устройством и легко доступным хранилищем, находящимся всегда под рукой, и не зависящим от Интернета или от исправности компьютера;
- всегда, после очередной работы над публикацией (после внесения любых изменений), пред тем, как записать на отдельную флешку последнюю ее версию, напечатайте «вручную» в колонтитуле первой страницы число, месяц и год ее текущего создания. Благодаря этому, вы всегда будете знать последнюю дату изменений, сделанных вами в публикации, в отличие от автоматического установления даты. Поскольку, она автоматически изменяется при открытии файла и никак не связана с произведенными вами изменениями в нем. Кроме того, при многодневном написании (редактировании) статьи, в том месте текста, на котором вы остановились, напечатайте отметку, например: «Остановка, 13 октября 2016», отметив ее ярким цветом, например, зеленым. При возобновлении работы над статьей, применяя опцию Word «Правка», «Найти», вы по слову «Остановка» быстро и точно найдете место в тексте, с которого надо продолжить работу, что ускорит ее окончание;
- установите и/или обновите на своем компьютере версию надежной антивирусной программы и активно ее используйте;
не разрешайте работать и бесконтрольно пользоваться Интернетом на своем компьютере другим пользователям или требуйте от них тщательной проверки на вирус их внешних электронных носителей информации;
- в период всего создания публикации старайтесь не «бегать» по Интернету без острой необходимости и не копируйте из него какие- либо файлы, а если это очень необходимо, то перед копированием тщательно проверьте их на вирус с помощью эффективной антивирусной программы;
- в период всего создания публикации старайтесь не записывать на свой компьютер никакие новые файлы с внешних электронных носителей, а если это очень необходимо, то перед записью тщательно проверьте его на вирус с помощью эффективной антивирусной программы;
- все перечисленные меры антивирусной предосторожности можно прекратить только после издания публикации (зачета учебной работы) и ее копирования (на бумагу) из соответствующего журнала или сборника.

Не соблюдение приведенных правил по обеспечению вирусной безопасности при создании на компьютере любого печатного текста может привести к неконтролируемому (вирусо-обусловленному) его искажению, а, в худшем случае, к полной потере (к неконтролируемому удалению из компьютера) всего, уже готового текстового файла. Кроме того, постоянное дублирование (вместо предыдущей) каждой текущей очередной версии создаваемого текста на флешку, обеспечит его сохранность и возможность дальнейшей работы или при поломке вашего компьютера, или при его краже, или при невозможности на нем работать, из-за отключения электричества и др.

Студенческая научная публикация может готовиться или для студенческого научного мероприятия (для сборника материалов студенческой конференции, конкурса и т.п.), или для издания в тематическом профессиональном периодическом научном журнале (обычно, в соавторстве с научным руководителем). В обоих случаях, совершенствование научно-писательского мастерства студента происходит, благодаря созданию статей по материалам проведенного исследования. При этом, статья, подготовленная для научного журнала, требует от ее автора больших знаний и навыков (чем для студенческого сборника), чтобы качественно письменно изложить научный материал, согласно требованиям редакции.

Опубликование научной статьи предназначено для информирования научной общественности о новых конкретных экспериментальных результатах. Статья в тематическом научном журнале является наиболее оперативным способом их распространения и служит основным источником сведений для профессионального ученого, работающего по определенной тематике. Следует специально подчеркнуть, что официальное издание любой студенческая публикация или в сборнике научных трудов студенческого научного мероприятия, или в научном журнале является одной из приоритетных характеристик студента. Эта приоритетность заключается в больших возможностях студента- ученого победить, например, в конкурсе для получения специальной стипендии и/или для продолжения учебы в магистратуре, и/или для поступления в аспирантуру. Поэтому, студенту любого курса обучения не следует пренебрегать публикационной деятельностью (так, на всякий случай). Кроме того, для студента, заинтересованного наукой, возможность опубликования научной статьи в тематическом журнале является информационным способом заявить о себе, как о профессиональном ученом, предоставив широкому кругу профессионалов результаты своих исследований. Это обстоятельство накладывает большую научную ответственность на автора публикации за достоверность представленных результатов и их адекватную трактовку. Такая информационная ответственность требует от студента-ученого научной унификации изложения научного материала для обеспечения максимальной эффективности его восприятия другими учеными. Правила такой информационной унификации определяются редакцией научного журнала и существуют, в виде специальных требований для авторов, как по написанию текста, так и по оформлению научной статьи в целом.

Исходя из того, что распространение научных сведений в открытой печати осуществляется с помощью типовой научной статьи в журнале, то, именно, общепринятые правила ее опубликования могут служить образцом для письменного изложения любых научных результатов. Именно поэтому, подготовка и оформление любой студенческой научной публикация должны, как можно больше, соответствовать публикационной процедуре создания типовой профессиональной статьи в тематическом научном журнале. И, если для сборников тезисов докладов правила их создания могут существенно различаться, в зависимости от конкретного научного мероприятия или научного учреждения, их издающего, то редакционные требования к профессиональной научной статье являются в значительной степени унифицированными. По своему основному содержанию они не зависят от тематики научного журнала, по крайней мере, специализирующихся на естественно-природной и социальной тематике. В этой связи, желательно, чтобы студент и в отношении студенческой письменной учебной работы (если не существуют официальных требований ВУЗа или кафедры) всегда ориентировался на редакционные требования к профессиональной научной статье в тематическом журнале, как по своему содержанию, так и по оформлению. Эта «редакторская ориентация» окажет неоце­нимую услугу студенту-ученому в будущей научной деятельности на этапе аспирантуры и/или защиты диссертации. Но приобрести необходимый публикационный опыт можно только путем написания многочисленных научных статей, как основной разновидности профессионального изложения в печати научных результатов, согласно требованиям редакции, где планируется ее издание. Благодаря такому соответ­ствию, студент-автор, еще в процессе обучения, приобретет практиче­ские знания и навыки для эффективного письменного изложения своих мыслей, в рамках любых официальных редакционных правил.

Общим оформительским требованием к типовой научной статье является: ограничение по объему текста (в знаках или в авторских листах) с определенным междустрочным интервалом, а также размерами полей и абзаца. Кроме того, всегда требуется соблюдение конкретных редакционных правил по созданию статьи, относительно ее тематического содержания, оформления заглавия, названия и очередности раздования», которые являются обязательными для студенческих учебных работ НАУ и диссертаций. Надо специально отметить, что формулировки этих терминов отсутствуют в общеизвестных официальных справочных изданиях таких, как толковые словари и энциклопедии. Вместо них приводятся формулировки общепризнанных терминов «предмет» и «объект», а также «предмет науки» и «объект науки». Их суть полностью противоположна, соответственно, и «предмету исследования», и «объекту исследования». Другими словами, согласно существующим официальным определениям, представленным в современных официальных справочных изданиях, «предмет» является более общей философской категорией, чем «объект», а не наоборот. Такое явное смысловое противоречие (почему-то не вызывающее ни у кого из профессорско-преподавательского состава естественного протеста) не способствует правильному пониманию студентом (молодым ученым) методологического значения предмета и объекта исследования. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на адекватности формулировок актуальной проблемы, научной цели и задач исследования при представлении в статье (в дипломе, в диссертации) полученного научного материала.

Учитывая возможные «редакторских разногласия», при создании любой студенческой научной публикации или учебной работы надо всегда строго придерживаться конкретных требований, которые приводятся в соответствующих официальных источниках (или в научном журнале, или в правилах конкретного ВУЗа и кафедры). Не выполнение этих требований может привести к нежелательным, для студента- автора, последствиям, в виде отказа в публикации или не зачета учебной работы, или снижения ее оценки. Так, например, при попытке опубликоваться в материалах научного мероприятия (конференции, конкурса), невыполнение конкретных редакционных требований (а предпочтения им требований кафедры) приведет к отказу в опубликовании тезисов или к не невозможности участия в конкурсе. При не выполнении требований ВУЗа (а учет требований редакции журнала) к оформлению студенческой письменной работы (домашней, контрольной, курсовой, дипломной), в худшем случае, будет официально считаться, что она не выполнена вообще, а в лучшем - оценка за ее выполнение будет существенно занижена. Невыполнение редакцион­ных требований научного журнала (а ориентация на вузовские требования) приведет к тому, что редакция «молча» отклонит публикацию (даже, не рассматривая ее научное содержание). Однако, помимо молчаливого «редакционного отказа» возможно отклонение статьи в научном тематическом журнале и по другим причинам, не связанным с ее оформлением. Чаще всего причиной такого отказа (как правило, письменного) является, например, якобы ее несоответствие научной тематике журнала (что свойственно некоторым иностранным журналам), хотя автор и ориентировался на опубликованные в нем статьи. Такой «тематический отказ» (а может и просто, отписка) может быть следствием или, на самом деле, существующего тематического несоот­ветствия, как его понимает редакция, или слишком оригинальным на­учным содержанием статьи, которое не подтверждается высоким науч­ным статусом (авторитетом) автора и т.п. Возможно также, что отказ в публикации (в любом виде), обусловлен принципиальным нежелани­ем редакции, рассмотреть статью. Это может произойти, например, из- за того, что автор или научное учреждение, где он работает, не являют­ся подписчиком журнала., о чем, конечно же, редакция письменно его не уведомляет, хотя мне об этом и, прямо, говорили ее сотрудники. В таких неконструктивных обстоятельствах, автору ничего не остается, как попытаться опубликоваться в другом журнале, который пропове­дует не коммерческие, а научные принципы. Это объясняется тем, что вести дискуссия (как правило, письменную) с редакцией, «молча» от­клонившей статью по неизвестным или непонятным вам причинам, практически бесполезно. Такой отказ, скорее всего, свидетельствует о незаинтересованности редакции в научной истине и нежелании диску­тировать с автором по этому поводу. Однако, при письменном «тема­тическом отказе», перед тем как изменить запланированное для своей публикации научное издание, пока, отказавшее вам, следует внима­тельно, вновь просмотреть тематику и оформление уже напечатанных в нем статей, прежде всего, тематически связанных с вашей. Если после этого, вы в своей отклоненной статье обнаружите «тематические несо­ответствия», то устраните их, и через некоторое время повторить по­пытку опубликоваться в этом же издании. При этом, в первую очередь, с учетом сделанных «тематических исправлений», измените название статьи, по новому отредактируйте или заново сформулируйте научную цель, задачи и, обязательно, выводы. Ни в коем случае, не следует со­общать отказавшей вам редакции (по тематической причине) о по­вторном направлении в ее адрес пусть, даже переработанной статьи. Такое письменное уведомление уместно только при условии, что сама редакция посоветовала вам изменить ее тематический ракурс. Обычно, это происходит в том случае, когда статья уже была принята к рас­смотрению редакцией и направлена на рецензирование специально подобранному ею «тематическому» рецензенту, который это и предложил. Причем, такое уведомление об изменении статьи содержится, только в сопроводительном письме в редакцию, отосланному, вместе с ответом рецензенту, и никак не представлено в ее тексте.

Рецензирование научной статьи свидетельствует о высоком на­учно-информационном статусе издания. Он обеспечивается целенаправленной тематической перепиской (иногда, весьма продолжитель­ной) с неизвестным автору рецензентом, который проработав статью, предоставляет ему свои замечания и рекомендации по улучшению раз­личных ее аспектов. В случае, если автор не согласен с замечаниями рецензента и/или не имеет возможности их выполнить (например, рас­ширить или провести дополнительное исследование и/или дополни­тельную специальную обработку имеющихся результатов), то следует изменить научное издание для своей публикации. При этом, следует, как можно в большем объеме, использовать рекомендации рецензента, по возможности, для ее улучшения, с учетом тематических и оформи­тельских требований нового издания. Доработанный таким образом новый вариант статьи отсылается в новую редакцию, предварительно ознакомившись с тематикой и правилами оформления опубликованных в нем похожих по тематике статей. При этом, для повышения вероят­ности опубликования ранее отклоненной статьи, как и в случае с «тематическим отказом», целесообразно или отредактировать, или изме­нить ее название, формулировки научной цели, задач и выводов, а также не сообщать новой редакции об имевшем ранее отказе.

Подготовку студенческой научной статьи (учебной работы) желательно осуществлять согласно определенному алгоритму, который оптимизируем процесс ее создания. А, поскольку считается, что для студенческой научной публикации профессиональная статья является образцом, то и алгоритм ее подготовит к изданию в научном журнале можно рассматривать, в качестве наиболее эффективного способа та­кой оптимизации. Этот алгоритм заключается в выполнении следующих процедур:

- определение вида издания для научной публикации - или в научном журнале, или в сборнике научных материалов (тезисов док­ладов) конкретного научного мероприятия;
- ознакомление с требованиями по оформлению планируемой публикации в выбранном научном издании;
- формулирование (предварительных) возможных вариантов заглавия планируемой научной публикации (при этом, не следует применять никакую аббревиатуру), формулирование научной цели и задач проведенного исследования, материалы которого предполагается представить в планируемой публикации (с учетом ее названия);
- формулирование возможных «рабочих» вариантов выводов (предварительных) по результатам проведенного исследования (с учетом его научной цели и задач);
- создание рабочего плана изложения научного материала, согласно требованиям к структуре их представления в выбранном издании (с учетом научной цели и задач исследования);
- написание «рабочего» варианта «Резюме» (на основании этого плана, с учетом предварительных выводов);
- написание «рабочего» варианта публикации (варианта №1), с учетом основных оформительских требований редакции (относительно структуры, шрифтов, полей, междустрочных интервалов, размещения на странице и т. п.). При этом, старайтесь изложить научный материал, достаточно подробно и понятно, хотя и, как можно, короче, допуская превышение заданных ограничений по объему текста, и в этом особо не ограничивайте себя;
- редактирование варианта №1 публикации, с учетом всех редакционных (оформительских) требований редакции выбранного издания (в первую очередь, относительно общего объема текста, с учетом разрешенного кол-ва таблиц, графиков, рисунков и литературных первоисточников);
- окончательные формулировки «Названия» (заглавия), «Выводов», «Резюме», исходя из окончательного содержания отредактированного текста публикации;
- распечатка бумажной версии публикации в нужном кол-ве экземпляров и/или формирование ее файла с ее названием;
подготовка необходимых сопроводительных документов;
- отправка в редакцию выбранного научного издания публикации (статьи) вместе с сопроводительными документами;
ожидание почтового и/или электронного сообщения от редакции о получении вашей публикации (что, сегодня, по опыту автора, к сожалению, практически, не происходит), и/или отзыва Рецензента, и/или каких-либо других сообщений;
- при наличии рецензии, доработка или создание нового варианта публикации, с учетом замечаний Рецензента (редактора);
в случае переписки с Рецензентом, оформление пояснительного письма-ответа автора Рецензенту с объяснением сделанных и не сделанных исправлений;
- отправка в редакцию выбранного издания (отсылка почтой, желательно, с уведомлением или электронной почтой) исправленного варианта публикации вместе с ответом Рецензенту (в нужном кол-ве экз.) и сопроводительным письмом;
- ожидание почтового или электронного сообщения от редакции по поводу ее окончательного решения о рассмотрении вашей публикации (что, сегодня, по опыту автора, практически, не происходит) с одновременным самостоятельным систематическим - отслеживанием факта ее опубликования в текущих номерах, например, научного журнала.

Надо специально отметить, что по опыту автора, сегодняшние этические нормы общения большинства редакций отечественных периодических научных изданий с автором публикации не предполагают никакого его информирования. Другими словами, вас никто не уведомит ни о получении вашей публикации, ни о решении редакции, относительно возможности публикации, ни об издании ее в конкретном номере журнала, ни о мотивированном отказе в издании. Хотя в прежние время, при отсутствии Интернета и только при почтовом общении с автором, редакция всегда сообщала ему эти сведения. Конечно же, сегодня, также, автору не отсылаются и гранки для авторского согласования с ним окончательного варианта текста статьи, а также ее контрольные авторские бумажные экземпляры. Поэтому, после отправки статьи, автор должен сам отслеживать факт ее публикации, систематически просматривая номера соответствующего журнала. Удобнее всего это делать, просматривая последний номер журнала за прошлый год или первый номер, вышедший в новом году. Это объясняется тем, что в одном из этих номеров (в зависимости от журнала) на последних страницах, в алфавитном порядке, приводятся фамилии авторов и названия их статей, опубликованных в прошлом году, с указанием соответствующих номеров журнала и страниц.

В связи с отсутствием гранок статьи, согласованных с ее автором, нужно очень тщательно самостоятельно вычитывать и редактировать свою публикацию. Для повышения эффективности этой самостоятельной процедуры, перед отправкой в редакцию окончательный вариант текста, желательно несколько раз прочитать его вслух, оценивая его логичность, содержательность, грамматику и синтаксис. Благодаря, именно чтению вслух, вам, гораздо легче будет своевременно найти и исправить большинство допущенных ошибок, чем, при чтении «про себя», хотя процедурно это намного труднее. Кроме того, если есть бумажный вариант публикации (а его необходимо обязательно делать всегда, независимо от требований редакции), то эффективность редактирования существенно повышается при чтении с листа, а не с монитора компьютера. Для этого, надо сначала прочитать, тоже вслух весь текст публикации, делая соответствующие исправления на страницах бумажной ее версии, и только потом продублировать их в электронной версии. Такой способ повышения содержательного и оформительского качества научной, якобы, готовой публикации, объясняется тем, что длительная работа с текстом притупляет внимание его автора к его недостаткам. В этой связи, не следует торопиться с отправкой в редакцию, якобы, уже готовой и поэтому, якобы, достаточно качественной научной публикации. Пусть она отлежится, например, как минимум, неделю, после чего снова прочитайте ее вслух и сделайте последние исправления. В течение этого времени, по опыту автора, у вас, наверняка, возникнут новые мысли, относительно, как ее содержания, так и оформления. Они будут только способствовать повышению ее научного качества и уменьшат вероятность замечаний со стороны Рецензента, если публикация будет принята к рассмотрения редакцией. Но при этом не забывайте, «что лучшее - злейший враг хорошего».
В случае опубликования статьи, необходимо, обязательно, сделать ее бумажную копию, непосредственно из научного издания (например, из научного журнала), не забыв при этом, обязательно скопировать его название, номер и другие издательскими атрибуты. Эту бумажную ко­пию своей, уже изданной публикации, необходимо поместить в собственный публикационный архив (лучше в специальный скоросшиватель, а не в папку, из которой он может выпасть и потеряться). Он вам обязательно понадобится для составления списка собственных научных трудов в дальнейшей научной карьере (для аспирантуры, для диссертации, для получения научного звания, должности и т.п.), а также в процессе учебы, в качестве весомого аргумента вашей успешной студенческой научной деятельности. При формировании своего публикационного архива, публикации каждого издания (журнала, научного мероприятия) группируйте вместе, отделив их от других изданий специальной страницей-прокладкой с соответствующим названием.

После опубликования любой вашей статьи, ее текст, обязательно внимательно перечитайте, уже в формате, например, журнала, где она напечатана. Это делается для того, чтобы оценить свежим взглядом написанный ранее, но уже официально оформленный текст, для самостоятельного выявления недостатков, большей частью, редакторского характера (а они, по опыту автора, наверняка будут вами обнаружены). Такая самостоятельная оценка поможет вам избежать похожих недостатков при подготовке последующих научных публикаций и по­способствует дальнейшему совершенствованию ваших писательских навыков. Дело в том, что с момента отправки вашей статьи в редакцию до момента ее издания, как правило, проходит достаточно длительное время, на протяжении которого меняются, в той или иной степени, ваши научные знания, взгляды, подходы. Кроме того, вновь перечитав свою статью, но уже среди других, напечатанных в том же журнале, вы можете провести сравнительный анализ ее научного качества и оформления. Ваша персональная «свежая оценка» вместе с таким сравнительным анализом, позволит выявить недостатки статьи, которых вы не заметили раньше, и избежать их в будущем. Никогда не пренебрегайте этой возможностью и всегда перечитывайте свои публикации после их официального издания, критически анализируя их содержание и оформление.

Большинство приведенных общих рекомендаций по подготовке научной публикации целесообразно применять и при выполнении студенческих учебных работ, в процессе обучения, учитывая при этом их тематическую направленность и особенности оформления. Это объясняется тем, что основные процедуры информационно-качественного письменного изложения экспериментальных результатов любого исследования являются одинаковыми и не зависят от особенностей научной работы, в рамках которой оно проводится. Но поскольку научно-информационный статус научной статьи по результатам тематического исследования является более высоким, то в дальнейшем, основное внимание автора этой книги будет посвящено профессиональной научной публикации, в виде научной статьи. Однако, практические рекомендации по ее созданию можно успешно адаптировать и для других видов научных публикаций, и для студенческих письменных учебных работ.

Применив для написания научной статьи рекомендуемый общий алгоритм, студент (ученый) за меньшее время и с меньшими усилиями оптимизирует процесс ее издания, а также приобретет необходимые знания и практические навыки для создания других видов публикации и учебных работ.шаблоны для dle 11.2