» » Графическое представление (рисунки, схемы, диаграммы) в научной работе студента

Графическое представление (рисунки, схемы, диаграммы) в научной работе студента

Еще одним традиционным способом представления экспериментальных данных в научной публикации является их графическое изображение. Чаще всего, оно используется в статье, очень редко, при создании тезисов и реферата и никогда, в резюме и аннотации. Это изображение, обязательно сопровождается соответствующим текстом, объясняющего особенности его экспериментального происхождения и информационного предназначения. Адекватное зрительное представление полученных данных способно более наглядно (по сравнению, только с текстом или таблицей) продемонстрировать различия, тенденцию изменения, характер взаимосвязей и сам факт существования изучаемых показателей. Информационная суть таких изображений может отражать или количественные характеристики, полученные с помощью измерений, или качественные особенности, в виде демонстрации визуальных характеристик исследуемого показателя (например, с помощью фотографии или «художественного изображения»). Что касается информационного предназначения, то оно обусловлено намерениями автора обратить внимание читателя на определенные особенности полученных результатов. Это намерение может заключаться в желании продемонстрировать или сам факт появления изменений, или их величину, или тенденцию, или вид зависимости и т.п.

Авторский выбор такого предназначения определяет, какой вид графического изображения рациональнее всего использовать для этого, чтобы наиболее аргументировано доказать или решение конкретной научной задачи, или достижение научной цели исследования. Обычно, для графического представления результатов применяют графики (1), гистограммы (2), диаграммы (3), схемы (4), рисуночные изображения (5) и фотографии (6). Как правило, первые три из этих видов представления создаются на основе соответствующих таблиц (не обязательно приведенных в статье), где представлены количественные значения (точечные или усредненные) первичных данных. Эти значения могут изменяться или под влиянием разных экспериментальных условий, или во времени, или под воздействием разных интенсивностей одного и того же контролируемого фактора, или отражать взаимосвязь двух показателей. С помощью четвертого вида можно наглядно продемонстрировать методические, логические процедуры научного подхода, условия эксперимента и т.п. А остальные виды (5 и 6), в основном, используются для доказательства самого факта получения (возникновения) качественного результата, который не может быть количественно измерен, или для демонстрации внешнего вида исследовательской аппаратуры, анкет, вопросников и т.п.
В процессе создания научной публикации все перечисленные виды графического представления данных рекомендуется готовить с помощью соответствующих «программных мастеров» редактора «Word» или «Excel». Практически удобно это делать в специальном файле (например, «Рисунки») или в отдельном файле для каждого рисунка с соответствующим названием (например, Рисунок 1). Это связано с тем, что согласно общепринятой публикационной терминологии, «рисунком» называется любое графическое изображении, приведенное в статье, начиная со схемы и заканчивая традиционным «художественным» рисунком (фотографией). Именно, поэтому в научной статье всегда используется только термин «рисунок» и к графику, и к гистограмме, и к диаграмме, и к схеме, и к «художественному изображению», и к фотографии. Ссылка на такой рисунок, обычно, приводится в круглых скобках с сокращением этого слова, например, (Рис.1), сразу же после первого упоминания о нем в тексте, в виде соответствующих сведений, с последующим предоставлением самого рисунка.

При создании «статейных рисунков», желательно, каждое отдельное графическое изображение, независимо от его разновидности, располагать на одной отдельной странице с возможностью копирования и вставки в нужное место текста. Наиболее целесообразно это делать после напечатания всей статьи, копируя нужный рисунок (из его файла) на новую страницу после той, где на него ссылаются впервые. Но можно вставлять рисунок и сразу же после конкретного предложения, в котором приводятся данные, представленные на нем, и соответствующая ссылка. Правда, это потребует последующего специального редактирования текста на странице, до и после вставленного рисунка. Поэтому, все же, несмотря на то, что ссылка на рисунок представлена на одной странице сам, заранее подготовленный в отдельном файле рисунок, предпочтительнее размещать вне текста, сразу же на следующей отдельной странице. А после ссылки на него на предыдущей странице, просто, продолжить тестовое описание других результатов. При такой компоновке, на одной странице может быть ссылки на несколько рисунков, а сами они будут представлены один за другим, на последующих отдельных страницах. Преимущества такого отдельного расположение «рисунка», так же, как и для таблицы, связаны со значительным упрощением текстового редактирования статьи и с обеспечением большей наглядности представленных в ней данных. Такое улучшение наглядности обеспечивается, за счет возможности увеличить размеры рисунка в границах целой страницы, что позволяет гораздо отчетливее продемонстрировать мелкие, но важные его детали. Для этого, большие рисунки, прежде всего графики, желательно располагать в «альбомном формате», что обеспечивает более длинную ось абсцисс с большим числом делений (точностью) представления показателя-аргумента. Это может быть существенным для наглядной демонстрации изменений показателя-функции при незначительных изменениях показателя-аргумента. Предпочтительность расположения рисунка на отдельной странице обусловлена, еще и тем, что, согласно требованиям некоторых редакций, каждый рисунок должен быть представлен отдельным файлом, сделанным или в редакторе «Word», или в «Excel», который отсылается вместе с отдельным файлом текста статьи, где эти рисунки тоже представлены в соответствующих местах. Однако, если, из-за отдельно расположенных рисунков, общий объем статьи превышает редакторские ограничения, то придется рисунки располагать, непосредственно среди текста, что значительно усложнить редактирование, как текста, так и самого рисунка. Суть этой сложности и способы ее преодоления такие же, как и для таблицы, расположенной, непосредственно среди текста. Все рисунки, приведенные в статье, необходимо обязательно нумеровать, по мере описания в тексте представленных на них сведений (начиная с первого). Номер рисунка, как правило, соответствует его порядковому номеру среди всех рисунков, на которые ссылается автор при текстовом изложении научного материала. Но, поскольку их кол-во обычно регламентируется редакцией, то в рисуночном виде необходимо представлять, прежде всего, те сведения, которые подтверждают достижение научной цели исследования и решение поставленных научных задач, а также, наиболее характерные и необычные (впечатляющие) результаты. Это касается, в первую очередь, сведений представленных в главном и основном (ив других) промежуточных выводах, представленных в разделе статьи «Выводы». Впрочем, какие данные представлять в том или ином графическом виде, а какие только в тексте или в таблице, решает сам автор. Главное, чтобы графически представленные сведения были понятны читателю и легко им воспринимались, а также не дублировали выводы, сделанные на основании табличных данных.

Общие правила оформления рисунка, его месторасположение на странице и особенности текста заголовка, надписей, подписей и т.п. приводятся в редакционных требованиях к его оформлению.

В научной статье, ее «рисунки» целесообразнее всего применять тогда, когда нужно визуально убедительно продемонстрировать существенные количественные или качественные изменения важных показателей, которые имеют непосредственное отношение к решению научных задач и к достижению цели проведенного исследования. Причем, в случае качественных изменений изучаемого показателя, только изображение измененных его свойств является единственным информационным способом доказательства их объективного существования, тогда, как количественные изменения могут быть представлены и в табличном виде. Таким образом, решение о применении рисунка, а не таблицы, для демонстрации экспериментальных данных, зависит, в первую очередь, от возможности быть измеренными, т.е. являются ли они качественными или количественными. Причем, количественные значения, используемые для построения гистограммы или диаграммы, обычно представлены усредненными величинами и поэтому, статистически они характеризуются определенным разбросом первичных экспериментальных данных, в виде среднего квадратического отклонения - ±5. В то же время, для построения графиков зависимостей (взаимосвязей) между показателями могут использоваться, как усредненные, так и одноразово-измеренные точечные их значения. Визуально представляя усредненные данных на гистограмме, желательно показать их разброс в виде ±5. Ее нужно изображать вертикальным отрезком (вверх - +д, вниз - -д), проходящим через точку, соответствующую этому усредненному значению (верх столбика). Так же можно представить достоверность усредненных значений, используемых для построения графика. Для графика, построенного по одноразовым измерениям, проведенным в нескольких одинаковых экспериментах, достоверность можно подтвердить, наложив, в рамках одних и тех же координат, несколько полученных зависимостей одна на другую (т.е. провести их суперпозицию). Такой подход часто применяется в электрофизиологии при фотофиксации потенциала нервной клетки, вызванного раздражением нерва. Близость или совпадение наложенных графиков докажет повторяемость взаимосвязи и наоборот, а, следовательно, и степень ее достоверности. Кроме того, достоверность зависимости может быть рассчитана с помощью специальных статистических методов, в виде доверительной вероятности повторения события при определении ее уравнения.

Для наглядной демонстрации количественных различий, которые свидетельствуют о сравнительном изменении одного и того же изучаемого показателя, обычно используют столбиковую гистограмму - диаграмму Ганта. При этом, нужно подчеркнуть, что хорошо видимое различия между столбиками сравниваемых средних значений (без изображения ±5) может и не служит убедительным аргументом в пользу того, что одно из них больше или меньше другого. Это объясняется тем, что такое отличие «средних арифметических» было обусловлено присутствием среди усредняемых значений выброса (или неожиданно большого, или маленького значения). Он, обычно является следствием воздействия неконтролируемого экспериментатором вероятностного фактора и свидетельствует о недостаточной методической чистоте эксперимента. Поэтому, для визуального доказательства достоверности количественных различий усредненных значений показателя (если это не сделано в тексте или в таблице), надо представить на гистограмме их средние квадратические отклонения. Для этого надо, ориентироваться на окончание отрезков, соответствующих величине «±8», проходящих через верхние точки сравниваемых столбиков. Демонстрируемые различия показателя являются объективно существующими (статистически достоверными) только в том случае, когда нижний конец отрезка (-8) большего значения находится выше верхнего конца отрезка (+8) меньшего значения (т.е. эти половинки отрезков с величинами д не перекрываются). Такое «не перекрытие» графически демонстрирует существование статистически достоверного различия между сравниваемыми средне­статистическими значениями и является основанием для их научной интерпретации. Если же никаких изменений не было зарегистрировано, или видимые различия (на основании перекрытия значений средне­квадратических отклонений - ±5) статистически недостоверны, или незначительны, хотя и достоверны, то гистограмму применять нецеле­сообразно. Вполне достаточно, просто упомянуть о таком факте в тексте, а при острой необходимости, сослаться на соответствующую таблицу.

При построении гистограммы обязательно нужно подписывать названия осей (вертикальную и горизонтальную), а по отношению к вертикальной оси, еще и создать шкалу с делениями определенной размерности. Точность этих делений (частота нанесения отметок на вертикальную ось) должна позволять визуально определить величину отображенного свойства сравниваемых значений показателя. При этом, точность делений должна быть такой, чтобы визуально можно было легко определить самую маленькую величину различий между изображенными столбиками - усредненными значениями.

Для круговой диаграммы такой специальной шкалы не существует, поэтому достаточно напечатать названия каждого сектора, соответствующего отображенному им свойству и его размерность (обычно, в процентах - %).

И для гистограммы, и для диаграммы необходимо обеспечить четкое визуальное различие сравниваемых столбиков или секторов не только за счет разной высоты или площадей, но и с помощью их «раскраски». При этом, нежелательно использовать разные цвета, т.к. в журнальной статье, это не допускается редакционными правилами (все рисунки должны быть только черно-белыми). Используйте вместо цвета, разную штриховку, причем, для соседних столбиков и секторов, хорошо различимую (например, правая поперечная, а левая - косая или точечная). Обеспеченная таким способом «контрастность» вос­приятия должна быть тем выразительнее, чем меньше сравниваемые различия значений, находящиеся рядом (и справа, и слева) от его столбика. Выбранная черно-белая «текстура-штриховка», заполняющая внутреннее пространство столбика или сектора, не должен затруднять (маскировать) считывание расположенных в них надписей и цифр.

Современные программные средства (например, Excel-2003) позволяют выбрать нужный «рисунок-заполнитель» из большого набора возможных вариантов при построении гистограмм и круговых диаграмм. При этом, не следует использовать объемное (трехмерное) изображение и другие «навороты», которыми располагает соответствующие компьютерные программы. Их неадекватное применение только, «смазывает» визуально воспринимаемый эффект существования различий. Трехмерное изображение целесообразнее применять только тогда, когда изучаемый сложный показатель (объект исследования) характеризуется тремя свойствами (показателями), которые измеряются (регистрируются) в эксперименте. Тогда, например, высота столбиковой гистограммы будет характеризовать величину одного свойства, ширина - другого, а глубина - третьего, но одного и того же исследуемого показателя (сложного объекта). Таким же образом можно использовать и сложную двумерную гистограмму (с высотой и шириной столбика) для отображения общей количественной характеристики сложного показателя, характеризующегося двумя разными свойствами (одно по высоте, другое по ширине), но, как правило, это не делается. Обычно же, с помощью стандартной столбиковой двухмерной (простой) гистограммы отображаю только одно свойство показателя, величина (интенсивность) которого соответствует высоте столбика, а его ширина одинаковая для всех. При этом, по вертикали пишется назва­ние этого свойства, его размерность и шкала измерения (с делениями и оцифровкой), а по горизонтали - только название показателя или его качественные особенности, или условия его регистрации. При использовании аббревиатуры названий этих условий и особенностей, они могут быть написаны и в пространстве соответствующего столбика, а не на горизонтальной оси гистограммы. В трехмерной и сложной двухмерной гистограмме, отражающей, соответственно, три и два свойства представленного показателя, такие пояснительные надписи придется сделать, соответственно, для трех и двух осей, а его название отдельно привести в заглавии рисунка.

В том случае, когда необходимо продемонстрировать соотношение (например, процентное) представления разных качеств (свойств), характеризующих один и тот же объект, целесообразнее использовать круговую диаграмму. В ее изображении, круг является символом всего объекта (его обобщенного - цельного качества), а отдельные части круга (секторы) изображают качества тех составных свойств, которые определяют это общее качество сложного объекта. Чем больше площадь сектора, тем больший вклад соответствующего свойства (показателя) в общее качество и наоборот. Благодаря круговой диаграмме, лучше визуально воспринимается вклад каждого из простых составляющих показателей в общую характеристику всего изучаемого явления (сложного показателя).

Для демонстрации тенденции изменения (а не величины различий) показателя во времени или под воздействием различной интенсивности одного и того же фактора, или/и для графического представления математической зависимости между показателями целесообразнее использовать графики. Благодаря графическому изображению отчетливее отслеживается тенденция-направленность, интенсивность и характер выявленных изменений или взаимосвязей. Для этого необходимо всегда подписывать обе оси координат графика (и ординат, и абсцисс) названиями соответствующих показателей или только единицами времени для оси абсцисс. Кроме того, обе эти оси должны иметь шкалу (деления с соответствующей оцифровкой), точность которой позволяет определить численные значения любой точки на графике. В первую очередь, это относится к экспериментально полученным точкам-значениям, на основании которых и построен график. Благодаря этому, упрощается визуальное обнаружение существования или отсутствия взаимосвязи между изучаемыми показателями, что может послужить основанием для дальнейшего ее уточнения специальными статистическими методами. При этом, следует, еще раз подчеркнуть, что выяснить, какой из этих двух взаимосвязанных показателей является аргументом, а какой функцией, нельзя никакими статистическими методами. Ни коэффициенты линейной, ни нелинейной корреляции, ни статистически обоснованное математическое уравнение зависимости, в принципе, не могут это сделать. Чтобы определить причинно-следственные связи между изучаемыми показателями, и таким способом подтвердить факт изменения одного из них, только под воздействием другого, необходимо провести целенаправленные эксперименты по выявлению, какой из них является функцией, а какой аргументом. Не целесообразно строить график при наличии меньше четырех экспериментально полученных или усредненных значений (точек) для каждого из рассмотренных показателей. Это объясняется тем, что по трем и менее точкам трудно определить достоверно существующую тенденцию изменения (особенно, нелинейную). Такие данные целесообразнее представить или текстом, или гистограммой (со сравниваемыми столбиками-значениями), которые достаточно хорошо отразят полученные изменения (не претендуя на тенденцию). И автору не нужно обсуждать их направленность, а достаточно ограничиться, только сравнительным анализом имеющихся количественных отличий (больше, меньше). Его результат можно представить, например, текстовым комментарием, что при такой-то величине одного показателя значение другого было таким-то, а при другой таким-то. Также, в статье не следует использовать график, если в эксперименте фиксируются изменения одного и того же показателя при индивидуальном воздействии разных экспериментальных факторов (условий). Для этого лучше, также использовать столбиковую гистограмму, где по горизонтали будут приведены названия этих разных факторов, а по вертикали свойство изучаемого показателя, величины которого соответствуют воздействию разных экспериментальных факторов.

Хотя графики, гистограммы, диаграммы и строятся на основании количественных значений, приведенных в таблице, но они по своему информационному содержанию и целевому предназначению не должны дублировать текущие табличные выводы. Эти разновидности графического изображения целесообразно применять, прежде всего, по отношению к тем показателям, сравниваемые табличные значения которых или многочисленны, и/или визуально существенно отличаются между собой, и/или имеют достаточно отчетливую тенденцию изменения. Поэтому, об этих, экспериментально выявленных особенностях не следует упоминать в табличных выводах, а описывать их в тексте отдельно, как выводы, которые следуют из анализа соответствующего «рисунка». Учитывая более выразительное, по сравнению с таблицей, представление данных на «рисунках», желательно, чтобы «графические выводы», сформулированные в разделе статьи «Выводы», естественно следовали из простого визуального анализа соответствующего изображения. Информационное содержание этих выводов должно отражать или общую тенденцию изменения показателя, и/или отдельные ее особенности (направленность, интенсивность), и/или вид математической зависимости. Графические выводы способны более убедительно продемонстрировать результаты решения основных экспериментальных задач и факт достижение научной цели. При этом, их формулировки должны обязательно содержать термины и определения из названий и пояснительных подписей соответствующих «рисунков». Такая информационная преемственность является, еще одним редакторским аргументом в пользу размещения в статье каждого «рисунка» на отдельной странице. Это позволит нагляднее проиллюстрировать особенности полученных результатов, сформулированных в соответствующих окончательных выводах (в разделе статьи «Выводы»).

Рассмотренные ранее виды графического представления в научной статье экспериментальных данных, касались тех из них, которые измерялись количественно (как минимум, в процентах). Но существуют первичные данные, которые не могут быть количественно измерены, в принципе, и имеют только визуально фиксируемые качественные признаки (свойства). Визуальное обнаружение таких «качественных данных» свидетельствует об их существовании (наличии), а, если они не обнаружены (например, на фотографии не видимы), то это означает их отсутствие. К «условно качественным данным», также можно отнести схемы, схематические изображения, фотографии и рисунки исследовательской аппаратуры, анкеты и т.п. Их наиболее часто применяют или в методических статьях, или в разделах «Методика» и «Обсуждение результатов» типовой научной статьи. Например, схема может демонстрировать последовательность логических процедур достижения научной цели или этапов исследования при обсуждении его результатов. Описание методики может содержать схематическое изображение компоновки рабочего места человека-оператора или расположения электродов на его теле для регистрации психофизиологических показателей. Образцы анкет и вопросников, также являются «условно качественными данными» и тоже могут быть представлены в методике статьи. Фотография («художественный рисунок»), свидетельствующая о появлении (существовании) конкретного видимого признака (свойства) изучаемого объекта, предназначена для визуального подтверждения его экспериментального происхождения. Кроме того, фотографию можно использовать для демонстрации особенностей экспериментальной аппаратуры, лицевой части прибора или пульта управления, рабочего места человека-оператора, внешнего вида и помехоустойчивости регистрации психофизиологических показателей и т.п. Другими словами, если необходимо продемонстрировать качественные особенности показателя (объекта), который не имеет количественного выражения, или что-либо, просто проиллюстрировать, то фотография и «художественный рисунок» являются единственным способом сделать это наиболее эффективно. Причем, в отношении изучаемого явления (показателя, его свойства), то фотография зафиксированной реальности или ее «художественный образ» (т.е., тщательная ее зарисовка) гораздо убедительнее докажет и/или покажет наличие соответствующего феномена. Только с их помощью и можно увидеть качественные свойства, которые были зарегистрированы, и доказать факт или их объективного существования (возникновения), или изменения - не изменения (в эксперименте), или наличие особенностей этих изменений. Фиксация с помощью фотокамеры или карандаша реально наблюдаемой действительности является единственным способом визуально отобразить любое изучаемое природное явление. Поэтому, фотография или «зарисованное изображение» в научной статье незаменимы, как одни из видов графического представления экспериментальных данных, если необходимо продемонстрировать их визуально-воспринимаемые качественные особенности. Наиболее целесообразно применять этот вид графического изображения для доказательства факта возникновения или исчезновения признака (свойства) с характерными «визуальными особенностями», до и после воздействия экспериментального фактора или изменения условий наблюдения.

При оформлении любых «статейных рисунков», в том числе, «художественных рисунков» и фотографий, никогда не используйте разные цвета. Все рисунки в научной статье должны быть, только черно-белыми, согласно редакционным требованиям, иначе, она не будет ее рассмотрена для публикации. Если же качественное свойство характеризуется цветом (его изменением), то используйте штриховку с пояснением ее «цветового» значения, которое представлено или на самом изображении, или рядом с ним.
Название «статейного рисунка» должно, как можно полнее характеризовать информационное содержание изображенных на нем материалов. Для этого оно должно включать в себя конкретные или обобщающие названия осей (вертикальной и горизонтальной) столбиковой гистограммы и графика (осей ординат и абсцисс), секторов круговой диаграммы и видимых качественных особенностей, представленных на фотографии или на «художественном рисунке». Формулировка любого рисуночного названия может содержать или названия конкретных изображенных показателей, или их обобщенную характеристику. Что касается осей, то их названия (название показателя или свойства) надо стараться писать полностью. И только, если они слишком длинное и/или многословное (длиннее оси, изображенной на рисунке), то приходится использовать аббревиатуру. Но тогда, ее обязательно надо расшифровать в границах этого рисунка, а также в тексте статьи при первой же ссылке на этот рисунок. Эту аббревиатуру необходимо включить в название рисунка, в скобках, после соответствующего текста-расшифровки или снизу, или сбоку от самого изображения (это удобно делать, например, если рисунок создается в «Excel»). Кроме того, использовать аббревиатуру приходиться в случае многострочных названий осей на гистограмме и на графике при их небольшой длине.

Формулировка названия сути статейного рисунка зависит от его разновидности. Так, в названии гистограммы или диаграммы, в первую очередь, внимание читателя обращается на факт различия, а не на его величину. В названии графика констатируют наличие изменения, взаимосвязи показателей. Название фотографии, «художественного рисунка» отражает сам факт существования (появления) качественного признака-свойства. После названия статейного рисунка сообщаются названия отображенных показателей и условий их наблюдения. Например, график посвященных взаимосвязи между уровнем психофизиологической напряженностью пилота и вероятность летного происшествия, из-за человеческого фактора, может иметь следующую формулировку: «Взаимосвязь эргономической вероятности летного происшествия, из-за человеческого фактора (ЧФ), с психофизиологической напряженностью пилота».
Относительно места печатания названия статейного рисунка, то не желательно это делать в поле изображения (созданного с помощью рисуночного мастера), а лучше напечатать его отдельно вне этого поля, как простой текст. Таким способом значительно упрощается редактирование, как самого изображения (прежде всего, его размеров), так и его названия по содержанию и длине.
Для повышения информационной ценности рисунка, его описание в научной статье, желательно проводить по определенной схеме. Так, для гистограммы или диаграммы, в первую очередь, внимание читателя обращается на величину имеющихся количественных различий, а не на сам факт их существования. Для графика, констатируется наличие тенденции изменения и ее направленность или отсутствие однонаправленных количественных изменений. На основании фотографии, «художественного рисунка» демонстрируют сам факт существования (появления) изучаемого качественного признака-свойства. И только затем, обсуждается величина различий (для гистограммы или диаграммы), характер, интенсивность и условия изменения (для графика), видимые особенности выявленных признаков (для фотографии и «художественного рисунка»). После чего, анализируются ключевые данных (видимые детали), прежде всего, с точки зрения решения поставленных научных задач и достижения цели исследования. Для этого можно использовать сравнения, например, во (на) сколько раз больше - меньше, быстрее - медленнее, увеличивается-уменьшается, позитивная - негативная зависимость, прямая - обратная связь, присутствует - отсутствует, появляется-исчезает и т.п. В научной статье, после соответствующего текста, в круглых скобках указывается номер рисунка, сведения из которого были описаны, в виде рисуночного текущего вывода. При этом, не рекомендуется использовать выражения-указатели: «на рисунке....», «согласно рисунку» и т.п., чтобы не отвлекать читателя от авторского описания и анализа экспериментального материала. Вместо этого, после текста - рисуночного текущего вывода, просто, в круглых скобках укажите номер соответствующего рисунка, например, (Рис. 1). Каждый рисунок с соответствующим текстовым описанием - это, как минимум, графическое отображение наиболее значимых данных из одной таблицы, которые можно использовать для формирования одного, именно, рисуночного вывода. Такой вывод, в случае подтверждения факта решения конкретной научной задачи или достижения цели исследования, обязательно надо привести в разделе статьи «Выводы» или в конкретной или в обобщенной формулировке. При этом, его формулировка, непосредственно в тексте публикации должна отличиться от его формулировки в «Выводах» или детализацией, или конкретизацией, или интерпретацией (т.е. быть более объемной по тексту). Поэтому, при определении, какие результаты, и в каком графическом виде следует представлять, исходите из их информационной ценности для подтверждения факта достижения научной цели и/или решения задач, сформулированных в вашей статье. Другими словами, изображенные на одном рисунке данные должны свидетельствовать о решении, как минимум, одной научной задачи и/или о достижении научной цели проведенного исследования. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы количество рисунков, в рамках редакционных ограничений, соответствовало количеству основополагающих выводов. Те выводы, которые, непосредственно не связаны с решением научных задач и с достижением цели, могут быть приведены только в тесте, как текущие, по мере изложения экспериментального материала. Но те из них, которые логически доказывают факт решения этих задач и/или достижения научной цели, должны быть обязательно представлены в разделе статьи «Выводы».

Применение рисунков разного вида для представления в научной публикации результатов проведенного исследования является очень эффективным наглядным способом доказательства факта успешного решении поставленных научных задач для достижения цели проведенного исследования.

Приведенные советы студенту по графическому представлению в научной статье полученных результатов обеспечат достаточную их информативность и понятность для читателя, при минимуме затраченных усилий и времени.шаблоны для dle 11.2