» » Особенности умственного труда студента и его научной организации

Особенности умственного труда студента и его научной организации

Эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от ее организации. Прежде всего, необходимо сказать, что обучение в вузе - это труд умственный, который во многом отличается от физического.

Умственный труд характеризуется следующими особенностями:

1. Он не сопровождается выраженными адаптивными реакциями. Наступление утомления при физическом труде автоматически приводит к прекращению работы. При умственном труде этого не происходит, и утомление может приводить к перевозбуждению, нервным сдвигам, а в конечном итоге к различным заболеваниям. Поэтому необходимо учиться чувствовать наступление умственного утомления и своевременно и правильно организовывать отдых.

2. Физический труд ведет к интенсивному расходу энергии (в два раза большему, чем при умственном), нагрузке на мышцы, легкие. Умственный труд при меньших затратах энергии ведет к напряжению нервной системы, усилению деятельности мозга. Поэтому должен быть строгий режим дня, предусматривающий периодическую нагрузку на все функции организма, чередование видов труда.

3. Умственный труд характеризуется повышенными требованиями к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, переработке большого количества информации.

4. Длительный, напряженный умственный труд неблагоприятно сказывается на кровообращении мозга, работе сердечно-сосудистой системы, пищеварения. У людей умственного труда чаше возникают повышенное давление, сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, гастриты. Поэтому, если Вы занимаетесь умственным трудом, необходимы активный отдых (спорт, туризм) и чередование умственного труда с физическим (например, работой по дому, на даче).

5. Для продуктивной работы мозга необходимы кислород и глюкоза. Поэтому, занимаясь умственным трудом, необходимо чаше бывать на свежем воздухе, проветривать помещение, есть больше фруктов, содержащих глюкозу, и витаминов.

Важным условием сохранения здоровья в результате занятий умственным трудом является умение обнаруживать и устранять утомления и переутомления. Утомление - это понижение дееспособности, возникающее в результате более или менее продолжительной работы. Утомление возникает в период коротких и длительных рабочих циклов и субъективно ощущается как усталость. Процесс утомления в умственной работе может быть заторможен волевыми усилиями, но это не ликвидирует утомления. Бороться с утомлением вредно. Чтобы совершенствоваться в деятельности, необходимо работать до признаков утомления, при их обнаружении организовывать отдых, в результате которого утомление снимается и дееспособность повышается.

Если при признаках утомления организму не дается отдых, утомления наслаиваются друг на друга, и возникает переутомление. Переутомление - этот состояние организма, характеризующееся функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или накоплением утомлений за ряд последовательных периодов. При переутомлении человек совершает грубейшие ошибки в работе. Признаками переутомления являются: чувство общей усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия. Повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение, головная боль, нарушения сна. При обнаружении признаков переутомления необходим длительный, желательно активный отдых.

Следует отметить, что наступление утомления ускоряется при неудовлетворенности работой, неудачах. И наоборот, положительные эмоции, интерес к работе замедляют наступление утомления. Поэтому старайтесь по возможности выполнять такие виды умственного труда, которые Вам нравятся, вызывают удовлетворение. Если все же не нравится, но нужно, постарайтесь найти в любом труде что-нибудь интересное и полезное для себя. Вспомните, как Том Сойер красил забор.

Важным условием правильной организации умственного труда является сохранение высокой работоспособности.
Работоспособность - это эффективность деятельности с учетом ее физиологической цены (затраченных усилий).

Критериями работоспособности являются:

- прямые - количество и качество результатов труда;
- косвенные - показатели работы функций организма (давление, пульс, уравновешенность нервных процессов, скорость сенсомоторных реакций, координация движений и др.).

Выделяют работоспособность:

- нормальную - способность выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях определенный вид деятельности,  сопровождающуюся обратимыми функциональными изменениями в организме;
- профессиональную - нормальная работоспособность в сочетании с определенными моральными качествами, психофизиологическими свойствами, функциональным состоянием организма, профессиональной подготовкой, мотивацией действий, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности.

На уровень работоспособности значимое влияние оказывает такое качество, как выносливость - способность к длительному выполнению работы на заданном уровне продуктивности.

Критериями выносливости являются:

- время выполнения работы;
- удовлетворение/неудовлетворение заданному уровню продуктивности.

Работоспособность тесно связана с трудоспособностью, под которой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые используются им в процессе трудовой деятельности.

Выделяют трудоспособность:

- общую - способность выполнять любую работу в обычных условиях труда;
- профессиональную - способность работать в определенной профессии;
- специальную - способность работать в особо вредных условиях труда.

Работоспособность определяется тремя группами факторов:

- физиологическими: возраст, состояние здоровья, пол, питание, сон, общая нагрузка, организация труда и отдыха, сезонные биоритмы и др.;
- физическими: освещение, температура в помещении, шумы, чистота воздуха, площадь помещения, водоснабжение и др.;
- психическими: самочувствие, настроение. Психологический климат в коллективе, психоэмоциональное напряжение, рациональное использование бюджета времени.

Проследите, какие из перечисленных факторов и как влияют на Вашу работоспособность. Например, у одних людей работоспособность повышается в условиях небольшого шума, у других - в полной тишине. У некоторых резко снижается работоспособность в помещениях очень малой или очень большой площади. У одних работоспособность повышается в условиях работы в одиночестве, у других - в коллективе. Важное влияние на работоспособность оказывают сенсорные раздражители. Если они отсутствуют, появляются монотонность, чувство страха, потеря ориентации.

Значимое влияние на работоспособность оказывает время умственного труда. Если оно совпадает с усилением работы жизненно важных функций (сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной системы и др.), то работоспособность повышается. Как правило, работа этих функций усиливается днем и замедляется ночью. Поэтому умственный труд в очень позднее время суток, как правило, неэффективен.

В процессе умственного труда работоспособность изменяется. Можно выделить ее динамику в период рабочих циклов:

- первые 15-20 минут - период врабатываемости, работоспособность невысокая;
- следующие 1-2 часа - период оптимальной работоспособности;
- следующие 1-2 часа - период полной компенсации утомления - работоспособность несколько снижается, но остается устойчивой;
период неустойчивой работоспособности;
- следующие 1-2 часа - период неустойчивой работоспособности;
- далее наступает период прогрессивного снижения работоспособности и продуктивности труда;
- через определенное время в случае увлеченности трудом может наступить период конечного порыва (второго дыхания), когда работоспособность снова повышается.

В соответствии с приведенной динамикой работоспособности необходимо планировать нагрузку: начинать с несложных, интересных заданий, затем переходить к самым сложным, неинтересным, далее постепенно уменьшать сложность заданий. На конец работы желательно оставлять самые легкие и в то же время интересные задания.

Кроме динамики в период рабочего цикла, работоспособность изменяется и в различные периоды суток. Существуют ритмики - люди с устойчивой динамикой работоспособности в течение дня, и аритмики - с неустойчивой. Среди ритмиков выделяют утренний тип, у которых наивысшая работоспособность с 9 до 14 часов дня, и вечерний тип (высокая работоспособность с 18 до 24 часов).

Существует также недельная динамика работоспособности, согласно которой самая высокая работоспособность - во вторник, среду и четверг.

В период умственного труда необходимо регулировать свою работоспособность и поддерживать ее на достаточно высоком уровне. Выделяют следующие пути сохранения и восстановления работоспособности:

1. До начала работы:
- создание надлежащей среды, условий труда (микроклимат, чистота воздуха, освещенность, рациональное размещение оборудования, средств труда);
- забота о здоровье;
- развитие необходимых физиологических и психических качеств, способностей, необходимых для успешного выполнения деятельности (уравновешенности, терпения, воли, памяти, внимания, восприятия, мышления и др.).

2. Во время работы:

- медицинские мероприятия по сохранения и укреплению здоровья;
- практические мероприятия - профилактика утомления и переутомления;
- психологическое обеспечение труда, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Основными средствами повышения и поддержания работоспособности являются:

- прогнозирование физиологических и физических резервов организма;
- контроль за состоянием функций организма и состоянием работоспособности;
- диагностика утомления и переутомления;
- рациональный режим труда и отдыха (правильное распределение бюджета времени, чередование физического и умственного труда, учет индивидуальной периодики биоритмов, регулярность и чередование отдельных занятий в течение дня, соблюдение времени отхода ко сну и пробуждения, отведение на сон не менее 8 часов в сутки, соблюдение времени начала определенных видов занятий);
- активный отдых (спортивные игры, физические упражнения, туризм, водные процедуры);
- рациональное питание (регулярность приема пищи, достаточное количество витаминов, глюкозы, минеральных солей);
- систематичность и последовательность в работе - лучше распределить работу на несколько дней, чем сделать за один день;
- необходимо работать в привычном ритме, не допускать перегрузок;
- предварительное планирование работы и строгий порядок при ее выполнении;
- совершенствование техники личной работы;
- развитие эрудиции - чем она выше, тем меньше времени человек тратит на любую работу, в т.ч. усвоение информации;
- благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия работы;
- правильная организация труда (рациональное размещение оборудования, средств груда все должно быть под рукой, ничего лишнего);
- применение стимулирующих средств (чай с медом, лимоном, кофе, лечебные травы и др.).

В советский период большое внимание уделялось проблеме научной организации труда, в т.ч. труда педагога. В последнее время интерес к этой проблеме уменьшился, однако использование результатов исследователей по проблеме научной организации труда может значительно повысить эффективность Вашей самостоятельной работы. Значимый вклад в развитие проблемы научной организации труда педагога внес И.П. Раченко. Опираясь на его труды, представим некоторые теоретические положения НОТ (научной организации труда).

Научная организация труда - это система и процесс осуществления научно обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное совершенствование самого труда и его условий и на достижение максимальных результатов при рациональных затратах. Это точно рассчитанная организация труда. НОТ включает следующие умения:

- работать, непрерывно совершенствуя приемы и методы труда;
- учиться тому, как надо работать;
- совершенствовать и рационально использовать условия труда (психофизиологические, материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Научная организация труда (НОТ) - это не только организация труда, но и отдыха, свободного времени студента.
Основными проблемами НОТ являются:

- экономия, рациональное использование времени;
- создание и рациональное использование условий труда;
- максимальная забота о здоровье и развитии субъекта труда.

Научная организация труда основывается на следующих принципах (по И.П. Раченко).

1. Организации действия:
- определение цели и задач труда;
- выбор форм, методов и приемов;
- использование техники;
- планирование.

2. Организации измерения процессов и результатов труда:

- нормирования - определение необходимых затрат рабочего времени в конкретных условиях;
- учета процесса и результатов труда;
- контроля - планомерное получение информации о состоянии работы, ее организации с целью коррекции, совершенствования;
- оптимальности - выявить то ценное, что надо развивать, перспективу роста, устранить недостатки.

3. Общего назначения:

- перспективности - исходить из более общих, перспективных задач;
- стимулирования - не только уметь, но и хотеть работать;
- комплексности - любое явление рассматривать как совокупность элементов, составляющих единое целое, как относительно самостоятельную часть более общего целого;
- научности - осуществление учебного труда в каждом конкретном случае должно обеспечивать соответствие организации труда его содержанию на уровне современных достижений науки.

С целью научной организации труда можно использовать следующие приемы:

- предварительное изучение труда - прежде, чем браться за работу, тщательно ее продумать;
- разделение труда на операции, элементы, анализ элементов с точки зрения необходимости для достижения поставленных целей (некоторые операции могут оказаться ненужными); отбор наиболее важных элементов, определение их взаимоотношений;
- определение наиболее эффективных методов и приемов выполнения каждой операции;
- планирование (проектирование) работы - из имеющихся элементов путем синтеза создать модель, выработать такую последовательность труда, отобрать такие его методы и приемы, технические и иные средства, которые позволили бы за максимально короткое время и с наименьшими затратами усилий достигнуть поставленной цели;
- создание научного метода работы - путем опытной проверки спроектированной модели;
- совершенствование научного метода работы.

Анализ литературы по научной организации умственного труда позволяет сформулировать следующие правила умственного труда, которые рекомендуется использовать обучающимся:

1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку умственного труда.
2. Планирование умственного труда помогает работать четко и ритмично.
3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.
4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.
5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь самообслуживанием, физическим трудом.
6. Полноценный сон - биологическая потребность организма. Недосыпать - значит работать на износ.
7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места - одно из первых признаков культуры умственного труда.
8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.
9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что «незаписанная мысль - это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).

Итак, мы разобрали особенности умственного труда и его научной организации. Постарайтесь использовать их в практике своего умственного труда. Это поможет Вам сохранить здоровье и оставить больше времени для отдыха и интересных занятий. Ведь человек, который говорит, что работа привела к потере здоровья, как правило, виноват в этом сам: он неправильно организовал свой труд.шаблоны для dle 11.2