» » Подготовка публичного выступления

Подготовка публичного выступления

Учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:

1. Изобретение мысли (тщательная подготовка материала).
2. Расположение материала (план).
3. Запоминание (освоение материала).
4. Словесное выражение.
5. Произнесение материала.

Как видно, большое внимание уделяется докоммуникативной фазе работы над выступлением.

Тема выступления

Любое выступление начинается с темы, ее формулировки. Формулировка темы должна удовлетворять ряду требований:

1) быть конкретной и точной;
2) соответствовать основной идее и содержанию речи;
3) должна заинтересовать будущих слушателей.

Уже в формулировке темы должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ (например, «А вы пробовали настоящий коучинг?»). Подобные названия рассчитаны на привлечение особого интереса слушателей. Однако следует воздержаться от постановки таких вопросов, ответ на которые ясен сам собой. Важно при формулировании темы избегать шаблона, заезженных названий типа «Есть ли жизнь на Марсе?»

Цель выступления

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутимым, он может проявиться в будущем. Все в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и иллюстративный материал, и стиль, и средства выразительности.

При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из 4 частей: обращения к слушателям, вступления, основной части и заключения.

Цель обращения к слушателям - привлечь внимание к оратору, расположить к нему аудиторию.

Не очень уместно в студенческой аудитории звучит обращение «Дамы и господа» или «Товарищи». Лучше всего использовать: «Уважаемые коллеги»; «Уважаемый Председатель государственной комиссии» и т.п.

Вступление призвано:

• Вызвать интерес.
• Овладеть вниманием аудитории.
• Установить взаимопонимание и доверие. Подготовить аудиторию к восприятию речи.

Вступление, небольшое по объему, обычно составляет 1/8 от всего времени выступления.

Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей и расположить их к себе. Для этого существует несколько приемов.

• Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.
• Нужно показать, что оратор не намерен «давить» на аудиторию, влиять на нее. Вам следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать таких слов: вы должны, вам придется, я заставлю вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно, можно ли предположить, что... ?, не лучше ли признать, что...? и т.д.

Основная ошибка начинающих ораторов - вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Слушатели решат, что Вы неопытный оратор и вряд ли сможете сказать о чем-то новом или интересном.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства. Она призвана сообщить информацию и донести до слушателей обоснованную точку зрения.

Задачей основной части является убеждение аудитории и, при необходимости, побуждение слушателей к конкретным действиям.

Самые частые ошибки, допускаемые в основной части:

1) выход за пределы рассматриваемого вопроса («вокруг да около», но не по делу);
2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов;
3) перескакивание с одного вопроса на другой;
4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).

Все высказанные мысли должны быть логически связаны и вытекать одна из другой. Переходы от одной мысли к другой должны быть продуманы.

В основной части речи используются аргументы (довод, доказательство), которые делятся на две группы:

1) аргументы рациональные, или «аргументы по делу»;
2) аргументы иррациональные (психологические), или «аргументы к человеку», «доводы к аудитории».

К рациональным аргументам относятся:

Факты. Чаще всего в распоряжении оратора имеются только отдельные факты, они могут быть и типичными, и частными, а на их фоне делается общее заключение. Поэтому к аргументу-факту следует относиться критически, аналитически. Это касается и статистических данных результатов социологических опросов, так как погрешности в методике сбора этих данных могут привести к искажению фактов, реальности.

Обращение к авторитетам. При этом оратору следует знать, что в данной аудитории упоминаемые авторитеты действительно признаваемы, уважаемы. В настоящее время в общих философских вопросах авторитетным источником является, например, Библия, а также народная мудрость, например, пословицы, поговорки. В научных вопросах авторитетами являются основатели данной отрасли знаний, крупные ученые.

Законы, теории, аксиомы, традиционно пришлые в данном обществе.

К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата. Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства собравшихся (присутствующие оцениваются как рассудительные, благородные, здравомыслящие люди, т.е. дается положительная характеристика аудитории), материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей.

Оба вида аргументов различаются по их силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы.

Исчерпывающие аргументы, чаще всего один, - это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко.

Главные аргументы - это различные факты, убеждающие в реальности чего-либо. Самые сильные аргументы лучше «работают» в конце речи.

Спорные аргументы могут служить «за» и «против» доказываемой позиции.

Подбирая аргументы для доказательства выдвигаемого положения (тезиса), оратору необходимо помнить о требованиях к аргументам.

Аргументы должны быть истинными, непротиворечивыми, доказанными независимо от тезиса, достаточными.

Если аргументы не являются истинными, это или специальный прием обмана слушателей (часто прием пропаганды), или их использование приводит к логической ошибке, которая называется «ложное основание», или «ложное заблуждение».

Недостаточность аргументов приводит к тому, что положение, которое следует доказать, не вытекает из приведенных аргументов.

Истинность аргумента должна быть доказана независимо от тезиса. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке «порочный круг», когда тезис доказывается посредством аргументов, а аргументы являются тезисом (Группа студентов добилась успеха, потому что работала успешно).

Для оратора важно и то, насколько определенно, ясно, точно, непротиворечиво сформулирован выдвигаемый и защищаемый им тезис.

Если тезис сформулирован не совсем определенно, он в дискуссии может легко подменяться другим, его можно двусмысленно толковать, в результате очень часто наблюдается «подмена тезиса», когда переходят к обсуждению другой проблемы. Если ведется дискуссия, то необходимо убедиться не только в точности, определенности собственного тезиса, но и тезиса, выдвинутого оппонентом, убедиться, что тезис оппонента понимается точно.

Неопределенность, общность формулировки тезиса может приводить и ко второй ошибке, которую часто допускают неопытные ораторы, - «потере тезиса», когда оратор легко теряет главную нить рассуждений и начинает говорить «вообще». Разновидностью «подмены тезиса» является замалчивание невыгодных фактов и событий.

Заключение (конец речи)

Цель заключения:

Усилить интерес к предмету речи. Закрепить впечатление от речи.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно (заключение) должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно «закруглить» речь. Главное требование к заключению: последняя «нота» должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

При подготовке доклада может применяться такой прием, как составление «карты доклада». Карта позволяет избежать двух распространенных ошибок:

не читать доклад с листа, а говорить его свободно;
избежать «отсебятины», которая возникает при маленькой аудиторной практике выступающего.

Для того, чтобы информация хорошо усваивалась, она должна быть наглядной. Современные технические средства позволяют сделать Ваш доклад очень эффектным.

Наиболее распространенным становится презентация с помощью ноутбука и проектора. Это позволяет демонстрировать презентацию в Power Point, слайды или фильм. При этом надо учитывать, что внимание аудитории будет приковано к экрану.

Телевизор и видеомагнитофон подходят для демонстрации роликов или фильмов, иллюстрирующих Ваше выступление. Важно проверить, насколько хорошо с самого последнего места виден экран.

Раздаточные материалы. При подготовке к докладу продумайте целесообразность их использования. Нужны ли они вообще, и если да, то что в них будет содержаться? Отражают ли они логику выступления? Иллюстрируют ли сложные места доклада?

Если необходимость в них бесспорна, то следует учесть, что раздаточные материалы не должны полностью дублировать текст доклада.

Важно знать, что когда люди берут в руки материалы, то все внимание переключается на то, что находится в руках. Поэтому необходимо сопровождать своими комментариями и направлять внимание. Например: «Вы получили брошюру, которая... Откройте страницу 2, на ней вы видите...» Или разложить материалы до выступления, чтобы участники смогли ознакомиться с ними до его начала.

Проектор (оверхед) помогает иллюстрировать доклад, с помощью заранее подготовленных прозрачных слайдов, на стене.

Флип-чарт предназначен для записи тезисов или информации, которая получается непосредственно во время выступления в режиме «обратной связи» от аудитории.шаблоны для dle 11.2