» » О лекциях в европейской вузовской традиции

О лекциях в европейской вузовской традиции

Лекция - от латинского «lectio» букв, «чтение» - это одна из основных форм учебной работы в вузе. Если обратиться к истории университетов, мы обнаружим, что лекции были главной формой обучения еще до появления печатных учебников. В то время преподаватель практически диктовал студентам свой курс.  Лекция - от латинского «lectio» букв, «чтение» - это одна из основных форм учебной работы в вузе. Если обратиться к истории университетов, мы обнаружим, что лекции были главной формой обучения еще до появления печатных учебников. В то время преподаватель практически диктовал студентам свой курс. 

Учебник, несмотря на свою полноту, не может заменить живого общения с преподавателем. Лекция позволяет выделить важнейшие элементы курса, открыть «секреты», создать ситуацию совместного поиска. А хороший конспект лекции служит своему хозяину десятки лет. 

Отсюда простая рекомендация: при конспектировании лекции оставляйте поля, пишите на одной стороне листа. Соседняя страница пригодится для дальнейшей работы: выписок перед экзаменами, последующего пополнения материала. Итак, надо отчертить поля и пронумеровать страницы или листы. Тогда вам не придется мучиться, если нужно будет сделать отсылку к вышесказанному. И еще: оставьте 2-3 первые страницы в начале для списка сокращений и 1-2 страницы в конце - для оглавления. 

План лекции и структура конспекта

У каждой лекции есть вполне определенный план. Лекция входит в состав курса, поэтому вначале обычно говорится о ее месте в целом курсе или в той составной части курса (теме, блоке близких тем), над которой вы в данный момент работаете. 

Приступая к конспектированию, приготовьтесь не только слушать, но и размышлять вместе с преподавателем, чтобы понять, что и как следует записать. Иначе вы будете просто присутствующим, а не участником. 

После формулировки и разъяснения темы лекции обычно предлагается ее план. Важно, чтобы в конспекте все элементы были выделены и, главное, уяснено их иерархическое соотношение (вопрос, подвопрос, определение термина, пояснительная схема, иллюстративный материал, библиографические данные). 

Уместный вопрос с вашей стороны в ходе лекции не нарушит работу, наоборот - быть может, вы уточните то, что неясно и другим. Однако вопрос надо задавать корректно, не врываясь в чужую речь, как в отходящий поезд метро. 

Хорошо, если с самого начала вы установите для себя определенный список условных обозначений. Например: отдельный вопрос лекции - римские цифры: I, II и т. д.; подвопрос - римские цифры с буквами: IIIа, IIIб и т. д.; определение термина - отчерк и знак «T» на полях; пояснительная схема, график, таблица - их полезно нумеровать; иллюстративный материал, разъяснения, примеры записываются кратко, но полезно бывает оставить место для своих примеров, которые вы услышите на семинаре, подберете в литературе; библиографические данные - знак (книга) на полях, не забудьте уточнить инициалы автора, название, место и год издания. 

Работа с конспектом в ближней перспективе

В течение 2-4 часов наша память теряет половину деталей непосредственного впечатления. Поэтому полезно просмотреть конспект «по горячим следам». Например, в метро, возвращаясь домой. Если получится, можно внести карандашные пометки, уточнения. «Из пылинок складывается гора», - сказал кто-то из древнекитайских мудрецов. Очень важно научиться работать в свободные минуты, потому что далеко не всегда вечером хочется этим заниматься. 

Повторное чтение конспекта вы предпримете при подготовке к практическим занятиям. Куда писать дополнения, выписки из источников? Оставленные чистые страницы - к вашим услугам. 

Наконец, при подготовке к экзамену, зачету вы снова прочтете все целиком и не раз. «Почему об этом говорится именно здесь?» «Зачем принята такая последовательность изложения?» «Как связаны эти фрагменты?» Такими могут быть рабочие установки, чтобы уйти от зубрежки и приблизиться к целостному восприятию курса. 

Иногда в выписках бывают досадные неточности. Например, в спешке вы записали: Всё >ее знач. при обуч. ин. яз-ам им. ин. подход. (Все большее значение при обучении иностранным языкам имеет индивидуальный подход.) Первое ин. - иностранные, второе ин. - индивидуальный. Сразу прочесть - вспомнишь и исправишь на инд. А потом - поди разбери. 

Далее, если вы готовили выписки для реферата, дипломной работы, то при цитировании вам понадобятся номера страниц, которые вы прилежно проставляли в конспекте. В будущем вам опять может понадобиться та же книга или статья. Тогда номера страниц позволят вам по конспекту сориентироваться и заранее решить, что нужно ксерокопировать, что перечитать заново. 

Работа с конспектом в дальней перспективе

В вашем конспекте выделены и отмечены все композиционные части, но осталось еще немало места. В дальнейшем сюда можно вносить конспекты статей по близким вопросам, выписки и дополнения, даже вклеивать вырезки. Это намного удобнее, чем разрозненное хранение материала. К тому же конспект стал опорой для вашей памяти. Поэтому не выбрасывайте его, храните.шаблоны для dle 11.2