» » Применение редактора «Word» при написании научной статьи

Применение редактора «Word» при написании научной статьи

Процедурная сторона создания современной типовой научной публикации предусматривает способность ее автора использовать наиболее эффективные технические средства для печатания и редактирования ее текста. Сегодня такая способность предполагает определенный объем знаний и навыков, позволяющих готовить научную публикацию на компьютере с помощью редактора «Word». Поэтому, в рамках представленных практических рекомендаций, считается, что студент способен применить возможности этого редактора для написания своей научной публикации (статьи или тезисов), согласно редакционным требованиям научного издания, в котором предполагает опубликоваться. Для того, чтобы максимально оптимизировать процесс создания научной публикации, желательно, чтобы студент умел печатать текст определенным шрифтом (по виду, по размеру, по жирности), устанавливать формат страницы, размеры ее полей и колонтитулов, автоматически расставлять номера страниц, устанавливать вид, размер и жирность шрифта их номеров (цифр), и положение на странице. Желательно знать, как размещать текст и отдельные предложения в определенных местах страницы, устанавливать величину абзаца и междустрочных интервалов, создавать таблицы, диаграммы, графики («рисунки статьи») с помощью соответствующих «мастеров» редактора «Word» и размещать их в определенных местах страницы. При оформлении текста желательно, также уметь устанавливать «индивидуальные» промежутки между подзаголовками и текстом и между отдельными предложениями (для УДК, заглавия, авторов и т.п.) и располагать их в определенном месте на странице, автоматически делать нумерованный или ненумерованный список, а также электронное оглавление. Другими словами, предполагается, что любая студенческая научная публикация будет создаваться (готовиться и печататься) на компьютере с редактором «Word» в операционной системе «Microsoft Windows». То, насколько студент владеет редакторскими возможностями «Word», в значительной степени будет обусловливать время и усилия, затраченные им для качественного оформления и редактирования текста, создания иллюстративных материалов и выполнение других оформительских требований редакции научного журнала. Поэтому, умение студента-автора использовать редактор «Word» играет существенную роль в успешном написании любой студенческой научной публикации.

Впрочем, для достаточного качественного оформления научной статьи с помощью редактора «Word», вполне достаточно, чтобы студент, как минимум, мог свободно изменять формат страницы и ее поля, параметры текста и отдельных букв, составлять таблицы любой сложности и размеров и располагать их в определенном месте текста и страницы. Кроме того, он должен уметь создавать различного вида диаграммы, графики, располагать их в определенном месте, как среди текста, так и на отдельной странице после текста, печатать на них соответствующие названия показателей, обозначения и пояснительные надписи. Более широкий спектр знаний и умений по использованию возможностей редактора «Word» только облегчит и ускорит подготовку научной публикации или студенческой учебной работы. В этой связи, не лишним будут знание о конкретной полезности некоторых возможностей редактора «Word» не входящих в «студенческий минимум». Это относится, например, к умению составлять электронное «Оглавление-Содержание» (хотя оно и не требуется для обычной научной статьи, но для большой учебной работы - обязательно) и, при необходимости, оперативно изменять его. Автоматически составленное электронное оглавление будет, особенно полезным при создании значительной по объему научной публикации или студенческой учебной работы, например, курсовой или дипломной. Благодаря такому электронному оглавлению, всякий раз, после очередной работы над текстом, можно оперативно контролировать логическую последовательность (информационную структуру) и смысл уже изложенного научного материала после очередного его редактирования. Умение оперативно автоматически обновлять «электронного оглавление» (содержание) значительно облегчает отслеживание адекватности названия соответствующих разделов (пунктов рабочего плана) последним изменениям их содержания после очередной переработки текста. При этом, не лишним будет уметь из любой точки текста быстро (в один клик) возвратиться или в самое начало, или в самый конец всей статьи. Это пригодиться для сверки названий разделов в тексте и в оглавлении, а также при необходимости оперативно просмотреть сведения, находящиеся в начале или в конце статьи.

Полезно уметь делать «нумерованный» или «ненумерованный» список и для него изменять величину промежутка между порядковым номером (символом) и текстом отдельного его пункта, а также расстояние от края левого поля до начала строки текста каждого пункта списка. Такой автоматически создаваемый список можно успешно использовать для более наглядного представления (выделения в тексте) какого-либо перечня, например, научных задач, регистрируемых показателей, этапов исследования, выводов. Автоматическое создание «нумерованного списка» особенно полезно при составлении списка использованных в статье литературных первоисточников и при оформлении его в отдельном разделе публикации «Список литературы». Благодаря автоматическому проставлению номеров пунктов такого списка (названий первоисточников), вы никогда не пропустите отдельный пункт (т.е. первоисточник) и всегда их расположите в определенном порядке и формате (например, по алфавиту, по годам, по мере упоминания в тексте и др.).

Поскольку, нумерации страниц любой научной публикации и студенческой учебной письменной работы является обязательной процедурой при ее оформлении (даже, для одностраничной публикации, например, тезисов доклада), то применение для этого соответствующих возможностей редактора «Word», весьма целесообразно и полезно. Благодаря пронумерованным страницам, значительно облегчается оперативный поиск нужной из них при редактировании публикации. Это особенно полезно, при изменении ее текста, согласно замечаниям Рецензента и при оформлении, в этой связи, соответствующего «Ответа Рецензенту». Знание того, как автоматически проставлять номера страниц, изменять их местоположение на странице, размер, вид и жирностью шрифта их номеров-цифр, значительно облегчит выполнение оформительских требований редакции научного издания. Кроме того, желательно уметь продолжать страничную нумерацию, начиная со следующей страницы текста, в случае его принудительного прерывания для начала с новой страницы. Такая необходимость может возникнуть, например, при принудительном разрыве текста с помощью опции «Вставка». Обычно это применяется для того, чтобы «странично» выделить или новый раздел (с новой страницы) или таблицу, или график, или гистограмму, если для них требуется целая страница, выделение которой и обеспечивается таким способом.
Для оперативного визуального контроля и использования при написании и редактировании, уже ранее изложенных по тексту сведений (кусков текста) желательно уметь делить экран на два окна - «разделить» или «сравнить рядом». Это позволит оперативно или переносить (копировать) текст из одного места в другое, или сравнивать, или контролировать содержание и формулировки его частей, расположенных на разных страницах публикации.

Желательно уметь оперативно, с любого места текста на странице, автоматически начинать (переходить) на новую (чистую) страницу с помощью опции «Вставка», а не за счет многочисленных нажатий («долбления») клавиши «Enter». Такой переход может понадобиться для полностраничного представления на отдельной странице большой или таблицы, или графика, или гистограммы, благодаря чему значительно улучшается их зрительное восприятие. По своим размерам каждый из них занимает целую страницу, а по порядку изложения текстового материала начинается в определенной ее части. В этом случае, вся большая таблица (график и др.) полностью не умещается на оставшемся страничном пространстве после напечатанного текста, поэтому для удобства восприятия ее следует разместить на новой странице. Умение быстро автоматически переходить на новую страницу целесообразно использовать также, и для начала нового раздела публикации с новой страницы после окончания предыдущего, независимо от его места на странице (если этого требуют редакционные правила периодического издания).

Полезно также знать, как копировать и вставлять в любое место публикации только одно выделенное слово или кусок уже напечатанного текста. Это значительно ускорит процесс редактирования при унификации использованной терминологии, пояснений и уточнений смыслового содержания критериев и показателей по всему тексту, а также при его перекомпоновке.
Желательно уметь размещать или отдельное предложение, или весь, или только кусок текста в определенном месте на странице (слева, справа, посередине). Таким способом обычно пространственно выделяют в тексте УДК, название статьи и ее разделов, а также резюме и сведения об авторе.

Для вставки в уже напечатанный текст подготовленной в отдельном файле или таблицы, или гистограммы необходимо знать, как вставлять после любой текущей страницы новую чистую или страницу с уже готовой таблицей, «рисунком». Это существенно упростит и ускорит редактирование публикации при ссылках по тексту на соответствующие иллюстративные материалы, не умещающиеся на оставшейся части страницы.

Полезно уметь автоматически находить нужный кусок текста или отдельное слово во всей публикации или только в выделенной ее части, для их или редактирования, или замены, или удаления.

Желательно знать, как автоматически одновременно (сразу же и по всей публикации) заменить один кусок повторяющегося текста или конкретное слово другим. Это поможет быстро и безошибочно (без пропусков) провести нужные замены, как по всему тексту, так и только в выделенном его участке.

Очень полезно уметь устанавливать «альбомный формат» страницы (текст поперек) среди «книжного» (текст вдоль), сохранив при этом книжный формат до и после страницы с альбомным форматом. Это понадобится при размещении после страницы с текстом, напечатанном в «книжном формате», широкой таблицы, (графика, диаграммы и др.), отдельно созданной в «альбомном формате» на одной целой странице, или из-за многочисленности отображенных на них данных, или для их большей наглядности. Практическая необходимость такого альбомного представления больших по ширине иллюстративных материалов является существенным аргументом в пользу того, что независимо от линейных размеров, их желательно располагать на отдельной странице. Благодаря этому, кроме того, что исчезает необходимость переносить часть большой «иллюстрации» (выполненной в книжном формате) на другую страницу (что очень неудобно при чтении), не нужно будет, также тщательно подбирать объем текста как до, так и после небольшой таблицы или «рисунка», чтобы полностью заполнить текущую страницу. Другими словами, как большие, так и маленькие по размерам таблицы и «рисунки статьи», созданные и в книжном, и в альбомном формате, целесообразно располагать на отдельной целой странице после соответствующего упоминания в тексте. Такое представление иллюстративного материала значительно упрощает его оформление. К тому же, правила некоторых научных периодических изданий требуют, помимо, такого представления «рисунков» в тексте, еще и предоставление каждого из них на отдельной странице в отдельном файле.

Для обеспечения идентичности (одинаковости) «печатных» характеристик любого куска текста или отдельного слова и т.п. (по типу шрифта, жирности, подчеркиванию и т.п.) необходимо уметь пользоваться опцией «копировать формат». С ее помощью можно автоматически и быстро привести весь текст или только отмеченную его часть в соответствие с выбранным текстовым образцом. Это может понадобиться для одинакового печатания одинаковых структурных частей текста (названий разделов, подписей таблиц, графиков, диаграмм и т.п.) или для выделения (например, курсивом) повторяющихся содержательных особенностей, например, уточняющих текстов в скобках.

Относительно таблиц, то надо знать, как их создавать (а не рисовать) с помощью «мастера таблиц» и размещать в тексте. Это касается установления необходимого количества строк, столбцов и их размеров, размещения в определенном месте страницы и представления в «книжном» или в «альбомном» формате. Обычно, неширокие таблицы (с малым количеством столбцов и небольшим текстовым содержанием) создаются в «книжном формате», как и основной текст. В то же время, широкие таблицы, содержащие много показателей, (с большим кол-вом столбцов и/или с большим текстовым содержанием) целесообразно создавать в «альбомном» формате. Кроме того, желательно уметь быстро автоматически разбивать таблицу на части, если она не умещается на одной странице, автоматически изменять ее «габариты», с учетом размеров страничных полей, или свободного места на ней, и менять месторасположение (передвигая в пределах площади страницы). Необходимо специально отметить, что применение «мастера создания таблиц» позволяет, в случае редакторской необходимости, оперативно изменять каждую из ее характеристик, что не возможно при ее рисовании. Все это, обязательно, понадобится студенту для иллюстрации полученных данных и при редактировании текста, таблиц и рисунков научной публикации.

Умение создавать в «Word» (а не в «Excel»), с помощью специального «мастера», столбиковые гистограммы, круговые диаграммы, графики понадобится студенту для наглядного представления в публи­кации (на «рисунках статьи») материалов своего исследования. Впрочем, относительно графиков, то для их создания, в случае специальной необходимости, целесообразнее применять программу «Excel». В отличие от графических возможностей «Word», «Excel» позволяет не только построить график, но и сгладить соответствующую кривую, а так же, определить с приемлемой точностью вид математической зависимости между показателями (т.е., вывести уравнение - математическую формулу этой зависимости). В этой связи, нужно уметь «рисовать» формулы с помощью специального «мастера формул», чтобы их красиво напечатать в тексте публикации. Такая практическая необходимость (представление формул вычисления показателей) может возникнуть при изложении специальных методов статистической обработки, при обработке первичных данных из анкет, при вычислении вторичных показателей на основании первичных, полученных в эксперименте. При этом, надо знать, откуда брать и как вставлять в текст различные символы (знаки суммы, умножения, деления, греческие и латинские буквы, логические операторы и др.), а не применять для этого обычные буквы (например, букву «х», в качестве знака умножения, а «:»- знака деления). Это поможет предотвратить возможные недоразумения, насчет правильности формул при чтении текста и значительно повысит качество их восприятия.
Желательно, уметь перемещать куски текста по площади страницы и вставлять его в нужное место или вместо уже существующего, или дополнительно, что понадобится при редактировании содержания публикации.

Необходимо знать, как устанавливать и быстро изменять «свойства» (формат), как отдельной страницы, так и всех страниц публикации (размеры полей, колонтитулов, междустрочный интервал.), например, для приведения ее текстового объема в соответствие с требованиями редакции.

Умение автоматически (а не нажатием клавиши пробела) устанавливать одинаковую величину абзаца, как на отдельном участке текста, так и во всей публикации, понадобится для выполнения соответствующих редакционных требований и/или для сокращения объема текста (уменьшая размер абзаца).

Желательно, знать, каким образом можно напечатать новый текст «поверх» (т.е., вместо) старого, заменяя его, по мере печатания, что можно применить для более быстрого исправления и редактирования публикации.

Обязательно надо уметь возвращаться к предыдущему тексту после его целенаправленного удаления или исправления, что обеспечит «редакторскую безопасность», связанную с ошибочными действиями при печатании. Такое умение упрощает редактирование и способствует устранению случайных последствий ошибочных нажатий клавиш клавиатуры, ошибок при печатании, опечатках и при неудачных изменениях в формулировках и в структуре текста.

Знание, каким образом можно отмечать определенным цветом куски текста и отдельные слова позволит привлечь ваше внимание, именно к ним, при собственном очередном редактировании (например, после написании варианта всей публикации). Благодаря этому, вы не забудете принять, в отношении них, наиболее адекватное решение (или исправить, или уточнить и т.п.). Такой способ значительно облегчит окончательное редактирование текста, позволив, целенаправленно уточнить содержание отмеченных в нем мест, для повышения качества окончательного варианта публикации. Овладение студентом перечисленными «вордовскими» знаниями и навыками, намного облегчит и ускорит написание любой научно-качественной студенческой публикации (работы) и обеспечит ее соответствие редакционным требованиям.

Представленные пожелания по использованию возможностей редактора «Word», носят рекомендательный характер и, вообще то, не обязательно для студента, готовящего научную публикацию или учебную работу. Но в этом случае, он должен быть морально готов к тому, что ему потребуется затратить для этого намного больше времени и сил. Это будет обусловлено тем, что он сознательно пренебрег освоением и практическим применением очень полезных возможностей редактора «Word».шаблоны для dle 11.2