» » Таблица как способ представления информации

Таблица как способ представления информации

Таблица, как разновидность публикационной иллюстрации, является типовым способом представления количественного экспериментального материала, но иногда и понятийных сведений. В ней, обычно приводятся усредненные значения показателей, которые рассматриваются в публикации (а не все, полученные в эксперименте). Чаще всего, таблица используется для представления научного материала в статье, редко, при создании тезисов и реферата и никогда, в резюме и аннотации. Это объясняется тем, что информативная таблица, обычно, занимает много места на странице (нередко, целую и более страниц) и может недопустимо увеличить текст короткой публикации.

Для создания типовой таблицы, желательно применять «мастер таблиц» редактора «Word» (а не опцию рисования), позволяющий и значительно облегчающий стандартизацию ее внешнего вида и внутреннего наполнения. Кроме того, в случае необходимости, этот мастер существенно упрощает редактирование таблицы (изменять количества строк, столбцов, их размеры и т.п.).

Для качественного оформления таблицы желательно, чтобы в ней были представлены однотипные данные в таком количестве, которое позволяло бы понятно подписать соответствующие столбцы и строки (в ограниченной их площади). Если экспериментальный материал разноплановый, то целесообразно создать несколько тематических таблиц, сгруппировав данные для каждой из них по какому-нибудь общему признаку, например, по названию показателя или воздействующего фактора. Все таблицы, которые предполагается привести в публикации, (даже, если она одна) практически полезно предварительно создавать или в общем файле (например, с названием «Таблицы»), или в отдельном файле для каждой таблицы (например, «Таблица 1» и т.д.). При этом, в специально созданном отдельном общем файле таблиц каждую из них, независимо от размеров и ориентации (страничного формата), нужно располагать на отдельной странице. При оформлении публикации, каждую такую заранее подготовленную таблицу вставляют после первого же упоминания о ней в тексте, но, желательно, уже на следующую чистую страницу, чтобы не прерывать текстовое изложение материала. Располагать таблицы в статье удобнее всего после окончательного редактирования ее текстового содержания. Но, если вы будете вставлять таблицу на странице, непосредственно среди текста, где она впервые упоминается (после предложения со ссылкой на нее), то это потребует последующего специального пространственного редактирования расположения текста на странице до и после этой таблицы (что особенно трудоемко при альбомном формате таблицы). Поэтому, все же, несмотря на то, что ссылка на таблицу, представлена на одной странице, саму заранее подготовленную в отдельном файле таблицу предпочтительнее разместить не среди текста, а сразу же на последующей отдельной странице. Тогда, после ссылки на нее на предыдущей странице, просто, продолжите тестовое описание других результатов. При такой компоновке текста статьи, на одной странице может быть ссылки на несколько таблиц, а они сами будут представлены, одна за другой, на последующих отдельных страницах. Ссылка на таблицу, обычно, приводится в круглых скобках с сокращением этого слова, например, (Табл. 1), сразу же после текстового описания соответствующих табличных данных. При этом, обязательно указывается ее порядковый номер среди всех приведенных таблиц (начиная с первой). Следует специально подчеркнуть, что для небольших таблиц (на полстраницы и меньше) ее расположение среди уже напечатанного текста, сразу же, после первого упоминания, с продолжение текста после нее на этой же странице, создает существенные трудности при редактировании статьи. Они обусловлены необходимостью соотнести размеры таблицы с местом, оставшимся на странице после окончания предыдущего текста (со ссылкой на нее) и размером текста, который надо вставить после этой таблицы, для заполнения всей страницы. Такое расположение небольших таблиц среди текста, хотя и более трудоемкое, но позволяет уменьшить общий страничный объем при большом количестве разных таблиц. Однако, в пределах разрешенного размера статьи, все же, более рационально каждую таблицу располагать на последующей отдельной странице после первой же ссылки на нее в тексте, что позволяет увеличить размеры небольших таблиц для их лучшего восприятия.

Вставляя таблицу среди текста, следует учитывать, что невозможно просто вставить скопированную таблицу, отдельно созданную в альбомном формате, в текст, напечатанный в книжном формате, т.к. это приведет к его автоматическому изменению в альбомный. Для этого необходимо воспользоваться опцией «Вставка», чтобы организовать «разрыв» текста для «нового раздела», благодаря чему «альбомная таблица» будет расположена на той же или на отдельной странице, но в альбомном форматом. После этого, с помощью этой же опции необходимо будет организовать книжный формат для продолжения текста со следующей «книжной страницы» после «альбомной», где расположена «альбомная таблица». Однако, если это приводит к превышению разрешенного размера публикации, то таблицы надо размещать среди текста, что требует кропотливого его редактирования, как перед, так и после вставленной таблицы. При этом, придется отказаться от больших таблиц книжного формата, сокращая или разделяя их на несколько отдельных таблиц меньшего размера, чтобы одна такая таблица помещалась на остатке страницы после соответствующего текста. Кроме того, также исключается возможность использования больших таблиц, сделанных в альбомном формате. Поскольку необходимость в создании такой таблицы, расположенной поперек страницы, обычно связана с большим количеством столбцов (показателей), то для их оформления в «книжной таблице» придется сократить число «вертикальных показателей». Это означает или то, что они вообще не будут рассмотрены, или будут представлены в отдельной, еще одной «книжной таблице», или описаны только в тексте.
Правила оформления таблицы, ее месторасположение на странице и особенности печатания «табличного текста» (заголовка, надписей, подписей, цифр и т.п.) всегда приводятся в соответствующих редакционных требованиях. Однако, если такие требования отсутствуют, то старайтесь создавать таблицу, информационное содержание которой подтверждает только соответствующие комментарии в тексте или в одном из выводов. При этом, ее структура, размеры (столбцов, строк и др.) должны позволять легко найти табличное подтверждение описанных сведений. Не лишним будет и ознакомление с оформлением таблиц в уже опубликованных статьях журнала, где вы предполагаете опубликоваться, и использовать их в качестве образца.

Не следует создавать таблицу, если она содержит численные значения пяти и меньше показателей (с соответствующим количеством строк и столбцов). Это объясняется тем, что занимаемое ею пространство на странице (с учетом заглавия, подписей и др.), значительно превышает пространство для простого текстового описания изменений этих же показателей. Кроме того, создание таких микро таблиц требует неоправданно больше времени и усилий (по сравнению с текстовым описанием) даже, если вы владеете необходимыми навыками. Поэтому, малочисленные данные целесообразнее описывать только с помощью текста, что займет, гораздо меньше места, времени и усилий. При этом, значительно упростится и улучшится восприятие таких данных читателем. Например, первое предложение текстового, а не табличного описания, может свидетельствовать только о показателях, которые изменяются и/или не изменяются, второе - о тех из них, которые имеют наибольшее и наименьшее значение. Третье предложение может отражать величины только статистически достоверных наибольших (наименьших) их различий (изменений). А четвертое - характеризовать наличие или отсутствие определенной тенденции этих изменений и силу только достоверных корреляционных связей между показателями. Пятое предложение может содержать формулировку обобщающего вывода по решению одной из рассмотренных научных задач. В то же время, при большом кол-ве показателей (п>5) целесообразность представления их в виде таблицы будет обусловлена тем, что их текстовое описание с нужной детализацией потребует значите больше места и будет недостаточно наглядным для сравнительного анализа. Тогда как с помощью таблицы, читатель (при желании) сам сможет ознакомиться со всем многообразием представленных показателей (значений) и убедиться в правомерности и адекватности избирательного их представления в тексте. В этом случае, автору не нужно будет подробно описывать все показатели, а только те из них, которые прямо или косвенно связаны с научными задачами или/и с достижением цели исследования, и будут представлены в выводах или их научно обосновывать. Впрочем, какие данные представлять в таблице, а какие только в тексте, решает сам автор публикации. Главное, чтобы представленные сведения были понятны читателю и легко им воспринимались, конечно же, при условии, соблюдения требований редакции, прежде всего, относительно общего объема статьи и кол-ва таблиц, которое всегда ограничено. Исходя из этих редакционных ограничений, в таблицах необходимо представлять, прежде всего, те сведения, которые подтверждают достижение научной цели и решение поставленных задач, а также, наиболее характерные и впечатляющие результаты. Это касается, в первую очередь, тех из них, которые изложены в главном и основном промежуточном выводе раздела «Выводы» или в «Заключении».

Табличное представление экспериментальных данных облегчает их сравнительный анализ, обнаружение факта изменения и оценку его величины, что может быть отражено в соответствующих «текущих» выводах, сформулированных, по мере изложения результатов анализа таблиц. Содержание этих выводов не должно дублировать (демонстрировать) непосредственные значения показателей (числа) из таблицы, а отражать только результаты их сравнительного анализа, с позиций научных задач и цели, сформулированных в статье. Для этого, при описании информационного содержания любой таблицы с помощью текста нужно, сначала отметить, какое значение наибольшее, какое - наименьшее, что достоверно отличается и в какой мере, а что нет. При этом, более рационально величину различий между табличными значениями описывать с помощью текста, в том случае, когда она незначительна (слабо количественно выражена), но статистически достоверна. Если же, различие хорошо выражено, то на основании таблицы такие данные лучше представить в графическом виде, например, на гистограмме и, уже на ее основе демонстрировать в тексте эту существенную степень отличия. Если же автор сразу планирует графическое представление (только избранных) наиболее выразительных данных из таблицы, в виде гистограммы, диаграммы или графика, то лучше на основании таблицы не проводить никаких их количественных сравнений. Но их, все же, необходимо кратко упомянуть в тексте констатируя только факта существования различий (например, написав «обнаружены определенные различия между...»). Текущий вывод об их величине (во сколько, на сколько), более аргументировано сделать на основании графического изображения, сославшись в определенном месте текста (в круглых скобках) на соответствующий «рисунок статьи», например, написав - (Рис. 1).

При создании таблицы, как книжного, так и альбомного формата, независимо от того, где она расположена, или непосредственно в тексте, или на отдельной странице, надо стремиться максимизировать ее научную информативность и читабельность. В этой связи, «широкую» таблицу, содержащую много столбцов (>10), целесообразнее делать в альбомном формате, т.е. поперек листа, иначе в книжном формате она, просто или не поместится, или будет нечитабельна, из-за слишком малых размеров столбцов. А, если много строк (>20), то предпочтительнее книжный формат, т.е. вдоль листа, что позволит расположить такую «длинную» таблицу на странице с текстом. Это объясняется тем, что основной текст статьи печатается в книжном формате, поэтому и создавать таблицу в этом же формате проще (не требуется специально устанавливать альбомный формат среди книжного с помощью опции «Разрыв»). В этой связи, при определении формата таблицы следует стремиться, так представить в ней экспериментальные данные, чтобы их информативность обеспечивалась в книжном формате. И только, если это невозможно, то создавайте таблицу в альбомном формате со всеми соответствующими трудностями ее расположения среди текста (книжного формата). Но в обоих случаях, для лучшей читабельности все таблицы (в первую очередь, большие), обязательно, следует печатать на отдельной странице. Кроме того, что при этом упрощается редактирование, как основного текста, так и самой таблицы, еще можно увеличить размеры ее строк и столбцов для большей понятности формулировок их названий.

Желательно, чтобы одна и та же таблица, независимо от того, расположена она среди текста или отдельно, полностью помещалась на одной странице. Продолжение большой таблицы на нескольких страницах ухудшает ее восприятие и анализ читателем. Поэтому, надо разбить такую таблицу, как минимум, на две (вмещающихся на отдельных страницах), выделив из нее группы показателей (для второй), которые имеют общую характеристику, или по способу получения, или по ме­тодам обработки и т.п.

Для улучшения читабельности таблицы, ее строки и столбцы следует делать, как можно большими, в границах формата страницы (текстового или альбомного). Благодаря этому, можно будет избежать сокращений названий строк и столбцов, что будет способствовать лучшему зрительному восприятию табличных данных и более четкому пониманию их информационного содержания. Другими словами, создавая любую таблицу, надо стремиться, так представить в ней все необходимые данные, чтобы у читателя не было потребности обращаться к тексту для расшифровки приведенных в ней сведений (надписей). Что касается названия таблицы, то оно может содержать или конкретное, или обобщенное название показателей, представленных в соответствующих табличных столбцах и строках. В случае обобщенного заглавия таблицы, оно должно отражать обобщенную характеристику, которая включает в себя эти табличные показатели, согласно их табличным названиям. Поэтому, для однозначного понимания представленных в таблице сведений, названия столбцов и строк желательно писать полностью, для чего их надо очень четко, но коротко формулировать. Если же их текст не умещается в столбце или в строке, то приходится использовать сокращения или аббревиатуру, что, вообще то, нежелательно. Соответствующие расшифровки надо обязательно включить в заглавие таблицы (в скобках, после соответствующего полного определения). А если таких сокращений (аббревиатур) много (>4), то их расшифровку можно расположить или сразу же под названием таблицы, или под всей таблицей, напечатав соответствующий текст (например, сокращение или аббревиатура, а после нее, через тире полное название показателя). В этом случае, в названии таблицы следует использовать только обобщающую характеристику показателей, чтобы не дублировать их расшифровку, приведенную после него.

При описании табличных данных в тексте статьи не следует пересказывать их конкретное содержание (приводить и обсуждать их числовые значения), а надо, в определенной последовательности, приводить результаты их анализа. Например, сначала, можно проанализировать приведенные результаты с точки зрения решения определенной научной задачи или достижения научной цели исследования, сформулированной в вашей статье. Затем, на основании этого анализа целесообразно сформулировать соответствующий текущий вывод и после его формулировки, в круглых скобках, указать номер таблицы, которая содержит сведения, подтверждающие его правомерность. Не рекомендуется использовать в описании табличных данных, выражения (словесные указатели), «в таблице...», «согласно таблице...», «из таблицы следует...» и т.п. Это отвлекает читателя от восприятия сформулированных табличных выводов, заставляя его обращаться к таблице. Гораздо целесообразнее, сразу же после конкретного утверждения (текущего табличного вывода), сделанного на основании таблицы, просто, в скобках указать номер таблицы, данные из которой его подтверждают. Кроме того, эти выражения-указатели отвлекают внимание читателя от авторской формулировки результатов анализа экспериментального материала, затрудняя восприятие его общей логики описания. В конечном счете, каждая таблица это основание для формулировки, как минимум, одного вывода, свидетельствующего или о конкретном факте, и/или о решении соответствующей научной задачи, и/или о достижении цели исследования. Поэтому, по каждой из представленной в статье научной задаче должна быть создана, как минимум, одна таблица. Таким образом, по всем приведенным в статье таблицам должны быть сформулированы соответствующие табличные выводы, в первую очередь, главный, свидетельствующий о достижении научной цели исследования, и промежуточные, подтверждающие решение поставленных научных задач. Благодаря адекватному использованию таблиц, читатель лучше поймет результаты, представленные в статье.

Следование приведенным советам по применению таблиц, позволит студенту создать информационно-качественную научную статью (работу) при минимуме затраченных усилий и времени.шаблоны для dle 11.2