Письменная работа в вузе, как правило, является завершением некоторого теоретического или практического исследования, поэтому современному студенту необходимы теоретические знания об исследовании в целом и некоторых особенностях научного познания.
Исследовательские умения - это умение:
- вести наблюдения, работать с первоисточниками,
- использовать достижения смежных наук,
- анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу,
- выдвигать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты эксперимента,
- обобщать материал в виде курсовой или дипломной работы.
Общая схема научного исследования, проводимого в вузе:1. Выбор общего направления самостоятельного исследования.
2. Систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения).
3. Вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной.
4. Обоснование актуальности выбранной темы.
5. Постановка цели и конкретных задач исследования.
6. Определение объекта и предмета исследования.
7. Выбор методов (методики) проведения исследования.
8. Описание процесса исследования.
9. Обсуждение результатов исследования.
Научное творчество предполагает создание новых теорий и концепций. Теории систематизируют идеи и результаты исследования; объясняют факты; интегрируют факты; дают возможность выдавать прогнозы (называемые гипотезами), которые можно проверить.
Хорошая теория соответствует следующим требованиям:1. Логически суммирует широкий спектр наблюдений.
2. Делает конкретные прогнозы, которые можно использовать для того, чтобы: подтвердить или модифицировать теорию; генерировать новое исследование; предложить практическое применение.
В ходе научного исследования исследователь стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода к его изучению.
Предварительное изучение исследователем методов научного познания поможет более квалифицированно решать любые проблемы.
Существуют общие и специальные методы познания. Большинство специальных проблем конкретных наук требуют применения специальных методов решения. Общие методы используются в различных науках на любом этапе.
Общие методы научного познания обычно делятся на три большие группы:1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Основные преимущества и недостатки различных исследовательских планов:
Овладение исследователем логическими законами - законом тождества, законом противоречия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания - поможет подготовить логически обоснованную работу.
шаблоны для dle 11.2