» » Цель и задачи исследования по психологии

Цель и задачи исследования по психологии

На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии. 

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:  На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии. 

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные: 

1. Изучение психического явления. 
2. Описание психологического феномена. 
3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих). 
4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам. 
5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых. 
6. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний. 
7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы. 
8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных. 
9. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования. 
10. Разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры. 
11. Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы. 

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы. 

Стилистически цели могут также формулироваться как «Анализ...», «Изучение...», «Выявление...» и т.п. В любом случае цель работы должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, или новых методов исследований, или новых методов практической психологической работы либо применение существующих знаний, методов исследования или практической психологической работы к новым условиям). 

Задачи работы конкретизируют цель исследования или инновационной работы в области практической психологии и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Обычно в дипломном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изучить.., выявить... и т.п. 

Задачи исследования подразделяются на две группы: теоретические и эмпирические. 

Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классификации и систематизации теоретических и эмпирических данных, имеющихся в литературе. Теоретические задачи могут решаться также с помощью логических умозаключений, когда исследователь на основе имеющихся в литературе знаний логическим путем выводит новое научное знание. Следует отметить, что далеко не любой обзор литературы может быть назван теоретическим исследованием. Дипломная работа содержит обычно одну теоретическую задачу - выявление проблемы, которая может быть решена эмпирическим путем. Поэтому обоснование гипотезы или цели исследования - по сути и есть решение этой теоретической задачи путем анализа, сравнения и обобщения литературы. Основной вывод при решении данной задачи заключается в том, чтобы определить, каких знаний недостает в современной науке; на их поиск и будет направлено ваше эмпирическое исследование. 

Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, помученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, измерение, а также методов качественной и количественной обработки этих данных, таких как типологизация, корреляция, сравнение, факторизация. 

Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает восприятие соответствующего материала читателями.шаблоны для dle 11.2