» » Описание методов эмпирического исследования или разработки в области практической психологии

Описание методов эмпирического исследования или разработки в области практической психологии

В разделе Методы должна быть подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснованы целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач. Более мелким шрифтом выделяются подпункты: Испытуемые (или Участники исследования), Методики, Процедура в разделе Методы В разделе Методы должна быть подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснованы целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач. Более мелким шрифтом выделяются подпункты: Испытуемые (или Участники исследования), Методики, Процедура в разделе Методы

Испытуемые (или Участники исследования). В этом разделе дается подробное описание выборки, которую вы использовали в исследовании: ее состав по возрасту, полу, национальности, социальный, экономический статус, а также другие демографические характеристики участников, если в этом есть необходимость. В общем приводятся все те данные о них, которые могли повлиять на результаты исследования в качестве контрольных переменных. Обосновывается репрезентативность выборки относительно задач вашего исследования, описывается способ, которым она подбиралась исследователем. Если выборка исследования имеет недостатки с точки зрения репрезентативности, важно признать этот факт и обозначить соответствующие ограничения в применимости выводов. Например: «Поскольку использовалась только доступная нам выборка, то более широкие обобщения нельзя делать достаточно уверенно». 

Испытуемые или Участники? Традиционно людей или животных, которых изучает исследователь, обозначают понятием Испытуемые. Однако в последние годы, исходя из соображений этики, и только в том случае, когда участие людей, входящих в выборку, является осознанным и информированным, их стало принято называть Участники. 

Методики. Далее в разделе Методы описываются методики исследования. При этом вы должны дать операциональные определения изучаемых переменных, то есть определение изучаемого понятия через конкретные показатели, процедуры, операции, которые его измеряют. Поэтому, планируя эмпирическое исследование и измерение понятия, вы должны определить показатели, по которым будете судить о выраженности, проявлениях или изменениях параметров изучаемого понятия в процессе исследования. Например, количество правильно вычеркнутых букв в корректурной таблице за определенный промежуток времени может быть показателем концентрации внимания; количество правильно выполненных заданий - показателем соответствующих способностей; субъективное шкалирование (по заданной шкале) эмоциональных переживаний - показателем соответствующих эмоциональных состояний. Длительность взгляда ребенка на предмет может быть показателем его интереса к этому предмету. Время, которое требуется человеку для принятия решения, - показателем его решительности. Скорость реакции - показателем протекания процессов обработки информации у человека. 

Точность операциональных определений психологических понятий обусловливает надежность и валидность их измерения. 

Если вы используете опубликованный исследовательский инструмент, измеряемые переменные могут быть операционально определены через цитирование соответствующего источника, однако при этом они должны быть описаны. 

Если используется неопубликованный инструмент или методика, в тексте данного раздела необходимо воспроизвести примеры вопросов (или, еще лучше, - весь текст методики). 

Операциональные определения должны быть достаточно конкретны, чтобы другой исследователь мог воспроизвести исследование. 

Инструменты, материал, аппаратура и методики исследования должны описываться настолько подробно, насколько это возможно. Все это традиционно в отечественной исследовательской практике обозначается термином Методики, под которыми имеются в виду различные измерительные инструменты (такие как тесты достижений, опросники, программы интервью) и экспериментальные процедуры. При описании каждой методики читателю должны быть понятны все детали того, как вы ее проводили, обрабатывали, интерпретировали. Эта информация важна для адекватного понимания приводимых в последующих разделах результатов вашего исследования. При описании методик обычно используются глаголы прошедшего времени. Вы должны описывать не то, как обычно проводится данная методика, а то, как вы ее проводили в своем исследовании. 

Детализация описания методик должна быть такой, чтобы любой квалифицированный исследователь мог воспроизвести данную методику в своем исследовательском проекте. Для этого все детали процедуры проведения методики приводятся в данном разделе, а стимульный материал приводится в приложении (за исключением тех случаев, когда это ограничивается авторским или издательским правом на копирование соответствующего материала). 

Нет необходимости в том, чтобы приводить в приложении стимульный материал широко известных методик, однако в тексте раздела Методы должны быть описаны основные шаги и процедуры ее проведения в вашем исследовании, шкалы и подшкалы, которые содержит методика, их формат, возможный разброс получаемых данных и варианты интерпретации. 

Если же вы используете оригинальную или малоизвестную методику, то она должна быть описана в достаточных деталях. На опубликованный ранее измерительный инструмент (методику) должна быть дана соответствующая ссылка. 

Во всех случаях должны быть представлены данные о валидности и надежности методик (если они имеются). 

Экспериментальные процедуры, оборудование и другой исследовательский материал должен быть описан в деталях, которые бы позволили другому квалифицированному исследователю воспроизвести его. 

В случае практической психологической работы должны быть описаны основные этапы разработки методики и проверки ее эффективности. Если вы разрабатывали или адаптировали методику психодиагностики, то должны быть описаны все этапы проведенной работы. Если вы разрабатывали консультационную, психотерапевтическую или развивающую методику или адаптировали уже существующую к условиям изучаемой вами выборки, то соответствующая методика должна быть описана также во всех деталях, обеспечивающих доказательность выводов работы и ее воспроизводимость другим квалифицированным психологом. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в ходе ее апробации, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации. 

Процедура исследования. В данном разделе описывается общий план исследования и процедура его проведения в целом. При этом необходима достаточная детализация, показывающая переменные и факторы, которые могли повлиять на результаты исследования. Кратко опишите, как участники исследования были информированы о его целях и каким образом вы сохраняли конфиденциальность результатов.

Если на начальном этапе выявились серьезные недостатки процедуры исследования, которые в дальнейшем корректировались, обозначьте этот этап как пилотажное исследование и рассматривайте его отдельно в процессе анализа, не включая соответствующие данные в основную выборку. 

Далее необходимо объяснить, какие показатели сопоставлялись друг с другом, какие показатели описательной статистики и какие критерии статистического вывода использовались. При этом недостаточно их назвать. Важно показать, в каких случаях, при сопоставлении каких показателей они использовались, и обосновать адекватность их применения. Стандартные статистические процедуры достаточно назвать. Обычно нет необходимости приводить формулы или вычисления.шаблоны для dle 11.2