» » Виды квалификационных работ по психологии

Виды квалификационных работ по психологии

Задачи и требования к выполнению тех или иных видов квалификационных работ определяются кафедрами и различаются в зависимости от специальности обучения, а также понимания значимости определенных аспектов учебной или научной деятельности для общего и профессионального образования. Они могут быть различны для студентов, обучающихся по специальности «психология», и для студентов других специальностей. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедр и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки согласуются студентом с научным руководителем.  Задачи и требования к выполнению тех или иных видов квалификационных работ определяются кафедрами и различаются в зависимости от специальности обучения, а также понимания значимости определенных аспектов учебной или научной деятельности для общего и профессионального образования. Они могут быть различны для студентов, обучающихся по специальности «психология», и для студентов других специальностей. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедр и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки согласуются студентом с научным руководителем. 

Квалификационные работы могут иметь преемственность и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его руководителя. В то же время отдельные работы могут быть независимы друг от друга и выполняться под научным руководством разных преподавателей. 

Распределение заданий по выполнению реферативных, курсовых и дипломной работ по годам обучения студента определяется учебным планом данной специальности и может отличаться в разных вузах. Конкретные требования, предъявляемые к работам, определяются кафедрой, которая руководит их выполнением. В то же время есть типичные особенности данных видов учебной и научной работы студентов, позволяющие сформулировать общие методические рекомендации по их планированию, выполнению и оформлению. 

Реферат
 - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету - углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей). Для студентов-психологов требования к реферату, конечно, иные, чем для студентов педагогической или технической специальности. Работа студента над рефератом получает чаще всего дифференцированную оценку преподавателя. 

Курсовые работы по психологии могут выполняться на 2, 3, и 4 курсах. Для студентов непсихологических специальностей это может быть отдельная курсовая работа, призванная углубить психологическую компетентность в определенной сфере профессионального образования. Студентами-психологами курсовые работы выполняются на нескольких курсах и должны обеспечить формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. При выполнении курсовой работы на каждом последующем курсе студент имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя. Однако целесообразным представляется продолжение изучения ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научно-исследовательской работы в течение всех лет обучения. 

При выполнении курсовой работы по психологии студентами должны решаться актуальные проблемы. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение прикладной задачи или быть практически ориентированной.

В задачи курсовой работы входит освоение реферативных форм научной деятельности. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но, прежде всего, научиться находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность. 

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом навыков эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная задача научной психологии, связанная с изучаемой проблемой, и в письменном виде представлены обоснование цели, гипотезы и метода, используемого в работе, описание хода работы и ее результатов. Эмпирическая работа также должна содержать реферативную часть, в которой на основе анализа литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы. 

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений в области практической психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ психотерапии, психокоррекции, развивающих действий, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии, и в письменном виде представлены обоснование и описание цели, задач, использованных форм, методов и методик практической работы, ее хода и результатов. Соответствующая разработка должна иметь новизну. Такая курсовая также содержит реферативную часть, в которой дан анализ литературы. 

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. 

Дипломная работа по психологии выполняется, как правило, только студентами психологической специальности. Эта форма итоговой аттестации студентов за весь период обучения имеет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над дипломным проектом студент должен проявить умения, уже приобретенные им при выполнении курсовых работ.

Тема дипломной работы и план ее выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также самим студентом с обоснованием целесообразности. Она должна быть направлена на решение актуальной исследовательской, прикладной или практической задачи в области научной или практической психологии. 

После выбора темы дипломной работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить ее выполнение. В заявлении должны быть указаны тема работы и научный руководитель. Закрепление темы, научного руководителя и (если необходимо) консультанта оформляется по предложению заведующего кафедрой распоряжением декана факультета. После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет задание на выполнение дипломной работы. Оно подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах - один выдается студенту, второй остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите. Кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы за счет времени, выделяемого на научное руководство работой. 

План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или инновационную практическую психологическую деятельность с использованием методик и выборки, обеспечивающих необходимую доказательность выводов. Целесообразным представляется выполнение дипломного проекта в течение 4 и 5 курсов обучения, таким образом, чтобы курсовая работа на 4 курсе создавала достаточный научный задел, позволила провести пилотажное исследование. Правильно поступают студенты, которые уже на 2-3-4 курсах в своих курсовых проектах ориентируются на возможную тему дипломной работы в будущем и постепенно продвигаются в ее разработке. 

По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в соответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент отчитывается о степени готовности работы перед руководителем, в необходимых случаях - перед кафедрой.шаблоны для dle 11.2