Разные типы квалификационных работ по психологии (реферативные, курсовые, дипломные) могут потребовать от студентов проявления трех основных групп умений:
Разные типы квалификационных работ по психологии (реферативные, курсовые, дипломные) могут потребовать от студентов проявления трех основных групп умений:
1)поиск информации и оформление научной мысли реферативного типа;
2)планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов;
3)планирование, проведение инновационной работы в области практической психологии и оформление ее результатов.
Реферативная учебная и научно-исследовательская работа
При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие основные умения: - самостоятельный поиск информации по заданной теме; - отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы); - анализ и синтез знаний и исследований по проблеме; - обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам; - логичное и последовательное раскрытие темы; - обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов из литературного обзора материала; - стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа; - грамотное оформление научного реферативного текста; - правильное оформление научной работы. Эмпирическая научно-исследовательская работаПри выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие умения: - обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования; - определение предмета и объекта эмпирического исследования; - формулировка цели и задач эмпирического исследования; - формулировка гипотезы эмпирического исследования; - планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов; - выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования; - практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи; - количественная обработка данных эмпирического исследования; - качественная обработка данных эмпирического исследования; - полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации; - интерпретация результатов эмпирического исследования; - формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию; - правильное оформление научной работы. Инновационная работа в области практической психологииИнновационная работа в области практической психологии должна соответствовать основным методологическим принципам научной психологии. Это всегда научно-практическое исследование. При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть усвоены соответствующие умения: - обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа; - определение предмета и объекта практической психологической работы; - формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика; - характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики; -планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практической психологической работы и понимание задач, которые решаются на каждом из них; -подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической психологии; -практическое освоение методик психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их места в решении поставленной задачи практической психологии;
-количественная обработка результатов проведенной работы; -качественная обработка результатов проведенной работы; -полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов практической психологической работы, убедительность аргументации; -качественный и количественный анализ эффективности проведенной практической психологической работы, ее интерпретация; -характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы, выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в применении, составление рекомендаций по ее использованию; -грамотное оформление работы. Все вышеперечисленное может являться основанием и критерием для оценки квалификационной работы студента (реферативной, курсовой или дипломной) преподавателем или аттестационной комиссией. В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, приобретенные им при выполнении курсовых, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Как правило, тема дипломной работы продолжает исследования, проводимые в процессе написания курсовых. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) - ее комплексный теоретико-экспериментальный характер. Поскольку выполнение квалификационной работы представляет собой психологическое исследование, оно включает в себя ряд необходимых этапов.
1.Определение темы и первичная постановка проблемы.
2.Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.
3.Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез.
4.Планирование исследования, выбор методов и методик.
5.Проведение исследования, сбор эмпирических данных.
6.Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление.
7.Обсуждение и интерпретация результатов.
8.Формулировка выводов и обобщений.
На каждом этапе исследователем решаются свои задачи, которые требуют соответствующих умений. Ими должен овладеть студент при выполнении квалификационной работы.
шаблоны для dle 11.2