» » Умения студентов, необходимые для выполнения работ по психологии

Умения студентов, необходимые для выполнения работ по психологии

Разные типы квалификационных работ по психологии (реферативные, курсовые, дипломные) могут потребовать от студентов проявления трех основных групп умений:  Разные типы квалификационных работ по психологии (реферативные, курсовые, дипломные) могут потребовать от студентов проявления трех основных групп умений: 

1)поиск информации и оформление научной мысли реферативного типа; 
2)планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов; 
3)планирование, проведение инновационной работы в области практической психологии и оформление ее результатов. 

Реферативная учебная и научно-исследовательская работа

При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие основные умения: 

- самостоятельный поиск информации по заданной теме; 
- отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы); 
- анализ и синтез знаний и исследований по проблеме; 
- обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам; 
- логичное и последовательное раскрытие темы; 
- обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов из литературного обзора материала; - стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа; 
- грамотное оформление научного реферативного текста; 
- правильное оформление научной работы. 

Эмпирическая научно-исследовательская работа

При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие умения: 

- обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования; 
- определение предмета и объекта эмпирического исследования; 
- формулировка цели и задач эмпирического исследования; 
- формулировка гипотезы эмпирического исследования; 
- планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов; 
- выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования; 
- практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи; 
- количественная обработка данных эмпирического исследования; 
- качественная обработка данных эмпирического исследования; 
- полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации; 
- интерпретация результатов эмпирического исследования; 
- формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию; 
- правильное оформление научной работы. 

Инновационная работа в области практической психологии

Инновационная работа в области практической психологии должна соответствовать основным методологическим принципам научной психологии. Это всегда научно-практическое исследование. При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть усвоены соответствующие умения: 

- обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа; 
- определение предмета и объекта практической психологической работы; 
- формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика; 
- характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики; 
-планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практической психологической работы и понимание задач, которые решаются на каждом из них; 
-подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической психологии;
 -практическое освоение методик психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их места в решении поставленной задачи практической психологии;
-количественная обработка результатов проведенной работы; 
-качественная обработка результатов проведенной работы; 
-полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов практической психологической работы, убедительность аргументации; -качественный и количественный анализ эффективности проведенной практической психологической работы, ее интерпретация; 
-характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы, выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в применении, составление рекомендаций по ее использованию; 
-грамотное оформление работы. 

Все вышеперечисленное может являться основанием и критерием для оценки квалификационной работы студента (реферативной, курсовой или дипломной) преподавателем или аттестационной комиссией. 

В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, приобретенные им при выполнении курсовых, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Как правило, тема дипломной работы продолжает исследования, проводимые в процессе написания курсовых. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) - ее комплексный теоретико-экспериментальный характер. 

Поскольку выполнение квалификационной работы представляет собой психологическое исследование, оно включает в себя ряд необходимых этапов. 

1.Определение темы и первичная постановка проблемы. 
2.Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме. 
3.Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез. 
4.Планирование исследования, выбор методов и методик. 
5.Проведение исследования, сбор эмпирических данных. 
6.Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление. 
7.Обсуждение и интерпретация результатов. 
8.Формулировка выводов и обобщений. 

На каждом этапе исследователем решаются свои задачи, которые требуют соответствующих умений. Ими должен овладеть студент при выполнении квалификационной работы.шаблоны для dle 11.2