» » Выбор темы работ по психологии

Выбор темы работ по психологии

Выбор темы для реферата, курсовой или дипломной работы - дело непростое. Преподаватель может сформулировать тему, а может предоставить вам возможность выбрать ее самому.  Выбор темы для реферата, курсовой или дипломной работы - дело непростое. Преподаватель может сформулировать тему, а может предоставить вам возможность выбрать ее самому. 

Поиск литературы по интересующей тематике. О чем вы собираетесь писать? Определиться с темой проще в ходе поиска и изучения литературы по интересующей вас тематике. Тема в начале поиска может быть широкой и конкретизироваться позже. Например, тема «Усвоение ребенком языка» - очень широкая. Это тема для написания целой книги. Поиск публикаций по такой теме привет к огромному количеству источников, которые практически невозможно изучить и использовать в работе. Поэтому при подготовке квалификационной студенческой работы тема должна быть значительно сужена уже на стадии поиска литературы. 

Сократите этот список, если он слишком длинный. Поиск информации по общей теме «Усвоение ребенком языка» выявит сотни источников. Список этих источников будет включать работы лингвистов, психологов, антропологов, педагогов, специалистов по методике обучения иностранным языкам. Сократите этот список, если он слишком длинный. Для этого можно ограничить параметры поиска. Например, можно сфокусировать свой поиск только на книгах, или только на журнальных статьях, или на публикациях последних 5-10 лет. 

При написании работы по психологии имеет смысл познакомиться также и с публикациями, написанными специалистами смежных областей знания (социологами, лингвистами, педагогами, философами), поскольку в них можно найти полезную для психолога информацию. Следует иметь в виду, что не существует четких границ между знаниями, накопленными в отдельных отраслях науки и практики (например, лингвистике, антропологии, социологии, психологии, педагогике), и использование междисциплинарных связей в науке бывает плодотворным. 

Бегло просмотрите заглавия статей и их резюме (abstracts) в интересующей вас области на ранних этапах выбора темы. Это поможет лучше сориентироваться в соответствующей научной сфере и найти собственную тему. Просмотр в журналах многообразия интересных тем научных исследований может подтолкнуть вас к формулировке своей темы, возможно, по образцу или подобию. 

Расширьте список источников, если это необходимо. Если вам недостаточно источников для обзора литературы, то необходимо расширить поиск, включая публикации более ранних лет издания, а также увеличивая количество дескрипторов (ключевых слов) для поиска. Хорошим источником для расширения поиска литературы по теме являются списки литературы, помещаемые в конце книг или статей. Если известен автор книги или заглавие сборника трудов, то поиск источника не представляет значительной трудности. В этом случае пользуются алфавитным каталогом библиотеки и ищут книгу по фамилии автора или по первым буквам заглавия сборника. 

Начинайте поиск с книг и статей последних лет издания, затем постепенно переходите к предыдущим годам. Это позволит в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. Далее осуществляйте поиск в обратную сторону. Если современная статья относиться к теме вашей работы, ее ссылки и библиография дадут полезный ключ к тому, в каком направлении продолжить обзор литературы. Имейте в виду два важных критерия при составлении списка литературы, который предстоит прочитать: (а) список должен в достаточной мере отражать имеющиеся в литературе знания по данной теме, и (б) он должен обеспечивать соответствующий контекст для собственного исследования, если вы пишете обзор литературы как часть введения в эмпирическое исследование. 

Ищите теоретические статьи по теме. Теоретические статьи, которые прямо связаны с вашей темой, должны быть включены в обзор литературы. Однако поиск литературы, скорее всего, приведет к отчетам об эмпирических исследованиях, поскольку этот тип статей преобладает в научных журналах по психологии. Важно отметить, что авторы отчетов об эмпирических исследованиях чаще всего соотносят свои результаты с теоретическими работами и потому дают ссылки на соответствующую литературу. Обратите на них внимание. 

Ищите обзорные статьи по теме. Ранее опубликованные обзорные статьи помогут в планировании нового обзора литературы, который вы собираетесь предпринять. Они полезны для того, чтобы представить, насколько широк круг литературы по теме, какого рода эта литература, а также дают возможность найти большой список ссылок на другие источники. 

Выявите классические исследования и ведущих теоретиков. Классические исследования и теоретики вносят исторически важный вклад в понимание научной или научно-практической проблемы, поэтому знакомство с ними студента необходимо при изучении современных исследований по теме. Пренебрежение этим является серьезной ошибкой. Понять, какие исследования относятся к классическим, можно по контексту, в котором они цитируются, и по словам, которыми они сопровождаются («важное», «значительное» и т.п.). Кроме того, если вы замечаете, что в разных работах разные авторы регулярно ссылаются на определенные книги и статьи, то есть основание полагать, что описываемые в них теории и исследования относятся к числу классических. Можно также познакомиться с учебниками соответствующей тематики. Их авторы обычно описывают историю изучения проблемы. 

Определитесь с основными понятиями. Полезно с самого начала дать предварительные определения основных понятий, чтобы избежать ошибочной интерпретации терминов изучаемой темы. Например, выяснить, что такое инженерная психология (если вы собираетесь написать реферат по данной теме), чтобы не думать ошибочно, что это психология инженера. Посмотрите значения терминов в психологических словарях.

Мозговой штурм списка возможных тем. Запишите список возможных тем: чем больше, тем лучше. Пишите все, что приходит в голову, не задумываясь критически над тем, насколько это реально и выполнимо. Можете привлечь к обсуждению товарищей, однако, объяснив им, что основная задача обсуждения - генерирование идей, а не критика. Затем критически оцените эти идеи: самостоятельно или с товарищами. Иногда комбинирование идей, предложенных в ходе мозгового штурма, ведет к интересной теме.шаблоны для dle 11.2