» » Как искать литературу в библиотеке?

Как искать литературу в библиотеке?

Прежде всего, необходимо обратиться к словарям, энциклопедиям, справочникам и просмотреть статьи по интересующей нас теме. Зачем? Во-первых, ознакомление со статьей поможет составить тезаурус темы (круг используемых понятий), который мы будем использовать при поиске литературы и написании работы. Во-вторых, в конце статьи помещается список авторов, исследующих данную тему. Какая бы тема ни была, целесообразно бывает обратиться к толковым словарям С.И. Ожегова, В.И. Даля и др., словарю иностранных слов, философскому словарю, Большой советской энциклопедии. Очень продуктивным бывает обращение исследователей-педагогов к психологическим словарям.

Далее необходимо обращаться к справочно-библиографическому аппарату, под которым понимается «совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенных для поиска необходимой информации и целенаправленного руководства чтением». Справочно-библиографический аппарат включает:

- каталоги,
- картотеки,
- справочно-библиографический отдел.

Поиск литературы начинается с обращения к каталогам, под которыми понимается «перечень произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов». По содержанию произведений печати выделяют каталоги имеющихся фондов и новых поступлений. В зависимости от того, по какому принципу составляют каталог, выделяют:

- алфавитные,
- систематические,
- предметные,
- тезаурусные.

В алфавитных каталогах названия книг расположены в алфавитном порядке по фамилиям и инициалам их авторов или заглавиям книг, если авторы не указаны (словари, энциклопедии, сборники, хрестоматии, книги с коллективом авторов и др.). Книги на иностранном языке имеют собственные алфавитные каталоги. Как правило, издания располагаются в строго алфавитном порядке (вплоть до последней буквы). Книги без авторов, заглавие которых начинается с одиночной буквы, в большинстве библиотек следуют вначале, без учета следующей буквы:

«И в полдень...»
Иванов А.И.

Если Вам не удалось найти нужного автора в каталоге, не отчаивайтесь. Посмотрите все карточки на эту букву: может, Вы неверно записали букву в фамилии или другой посетитель библиотеки перепутал карточки.

К алфавитному каталогу следует обращаться, если Вы точно знаете автора книги. Если нет - обращайтесь к систематическому каталогу, в котором названия книг сгруппированы по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации (ББК).

Найти ящик с нужной отраслью Вы можете, посмотрев алфавитно-предметный указатель или спросив у библиографа. Для удобства пользования в систематическом каталоге имеются разделители, на которых написано название раздела (рубрики) и перечень входящих в него подразделений. Например, отрасль «Педагогика» может иметь разделы «Общая педагогика», «Школоведение», «Дидактика», «Теория обучения», «Частные методики обучения» и др. Каждый раздел включает подразделы. Например, раздел «Теория обучения» может включать подразделы «Методы обучения», «Формы обучения», «Технологии обучения» и др. В каждом разделе систематического каталога книги расположены строго по алфавиту.

Довольно часто встречается ситуация, когда определенный предмет изучается разными науками, и знания смежных наук могут помочь в исследовании проблемы. В таких случаях очень полезны предметный и тезаурусный каталоги.

В предметном каталоге названия книг размещены по рубрикам, каждая из которых посвящена определенному предмету (бытие, личность, мышление, сознание и др.). Сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке. Внутри рубрик также соблюдается алфавитный порядок. Своей алфавитно-предметной структурой предметный каталог напоминает энциклопедию или энциклопедический словарь.

В широких темах есть подрубрики, также расположенные в алфавитном порядке (например, рубрика «метод» может включать подрубрики: метод исследовательский, метод психологии, метод философии и др.).

Предметный каталог удобен тем, что в нем книги из разных областей знаний об одном предмете собраны в одном месте. Например, в систематическом каталоге книги о воде могут быть в разных разделах химии, техники, физической географии, гигиены и др. В предметном каталоге книги о воде собраны в одном месте под рубрикой «Вода».

С помощью ссылочных карточек в предметном каталоге связываются между собой рубрики общих и частных понятий или близкие по содержанию рубрики. Так, в рубрике «Украинская литература» можно найти следующие ссылочные карточки: Украинская литература
См. также Писатели украинские
См. также Фольклор, украинский и т.д.

Отсылочные карточки отсылают читателя от не принятой в каталоге формулировки к принятой (Аэропланы см. Самолеты).
Если в предметном каталоге мы не находим нужного нам предмета, надо обращаться к тезаурусному каталогу. Под тезаурусом понимается словарь, включающий не только значения, но и смыслы входящих в него понятий, устанавливающий смысловые связи между ними, позволяющий структурировать их, индексировать новые понятия. Тезаурусный каталог позволяет найти смысловой ряд слов по определенной проблеме. Как правило, он составляется в компьютерной базе данных. Например, нам необходимо найти материал по теме «педагогические предрассудки». Допустим, в систематическом и предметном каталогах мы не нашли книг, посвященных этой теме. Тезаурусный каталог покажет, что тема «педагогические предрассудки» включает в свой тезаурус понятия «профессиональное мышление педагога», «профессиональное сознание педагога», «педагогическая деятельность», «педагогическое мастерство» и др. и покажет, какая литература есть в библиотеке по этой тематике. В тезаурусном каталоге устанавливаются иерархические связи между темами и словами.

Преимущества предметного и систематического каталогов в том, что они указывают, какая литература разных отраслей знаний имеется по конкретной теме. По типу предметных и тезаурусных каталогов строятся поисковые базы в «Интернет».

Как правило, каталоги включают книги определенной тематики. Однако новейшие научные достижения не сразу оформляются в книгу. Сначала они излагаются в статьях. Поэтому, если мы хотим ознакомиться с новейшими исследованиями по определенной теме, надо обращаться к картотеке статей. Выделяют два типа картотек: библиографические (включающие только выходные данные издания) и фактографические (включающие конкретные факты и сведения). Последние ведутся чаще всего в специальных и ведомственных библиотеках. В библиотеках имеются следующие библиографические картотеки:

- систематическая картотека статьей - включает выходные данные статей во всех журналах, имеющихся в библиотеке; располагаются они по отраслям знаний, как и в систематическом каталог е; также имеются рубрики и подрубрики;
- тематическая картотека - может включать все издания или только статьи, посвященные определенной теме (например, «К выборам в Государственную Думу России») и расположенные в алфавитном порядке;
- картотека рецензий - отзывов на статьи, книги;
- картотека персоналий - в ней собраны выходные данные произведений одного автора, - например, Л.Н. Толстого;
- картотека заглавий произведений художественной литературы - помогает найти автора художественного произведения, если мы знаем только название;
- краеведческая картотека.

Из перечисленных картотек чаще всего вы будете обращаться к систематической картотеке статей. Она составлена так же, как и систематический каталог. Статьи расположены по отраслям знаний. Каждая рубрика включает подрубрики, в которых статьи располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Работая с систематической картотекой статей из карточки важно выписать название, год и номер журнала, в котором помещена статья.

Некоторые статьи могут не попасть в картотеку по каким-либо причинам или же попасть не в ту рубрику, в которой Вы их будете искать. Поэтому целесообразно заказать в читальном зале последние номера журналов за последние 5 лег по интересующей Вас тематике - в них указаны все статьи, опубликованные за год. Просмотрев указатель статей за год, Вы выбираете те, которые Вас интересуют, и заказываете номера журналов, в которых они помещены. Наиболее известными психологическими и педагогическими журналами являются: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Педагогика», «Народное образование», «Школьные технологии», «Директор школы», «Завуч», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Вестник высшей школы», «Иностранные языки в школе», «Русский язык в школе» «Литература в школе», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология в школе», «География в школе», «Химия в школе», «Математика в школе» и др.

Если Вы выполняете какую-либо исследовательскую работу (курсовую, выпускную квалификационную работу) или просто интересуетесь определенной темой, очень полезно создание домашней картотеки. Она может быть как на отдельных картонных карточках, так и в компьютере. Карточки лучше делать картонные. На них необходимо записать выходные данные издания и краткое описание его содержания, можно выписывать на карточку и наиболее важные цитаты.
Литературу в такой картотеке удобнее располагать по тематическому принципу, а внутри каждой рубрики использовать алфавитный порядок. Рубриками могут служить названия параграфов работы или отдельные вопросы интересующей Вас темы. Если Вы готовитесь к экзаменам, полезно составить картотеку ответов на вопросы (карточки могут служить своего рода шпаргалкой). На карточках записывается краткий ответ на вопрос, основные термины и тот материал, который вам трудно запомнить. Перед экзаменом Вы периодически вытаскиваете любую карточку и пытаетесь ответить на вопрос, указанный в ней. Если не получается - обращаетесь к материалу карточки.

Этапами создания домашней картотеки являются:

- определение темы и круга источников;
- разработка примерной схемы классификации материала;
- непосредственное ведение картотеки (сбор материала, описание его по выбранной форме, организация библиографических и фактографических записей по избранной схеме, оформление разделителей).

Кроме каталогов и картотек, компонентом справочно-­библиографического аппарата библиотек является справочно-библиографический фонд. Он включает:

- официальные издания (собрания постановлений правительства, кодексы законов и др.);
- справочные издания (справочники фондов библиотек);
- информационные издания (реферативные журналы, летописи книг и диссертаций и др.).

Для включения в исследовательскую работу новейших научных изданий полезно использовать реферативные журналы. Как правило, они составляются по определенной теме и содержат выходные данные и краткое содержание новейших изданий (книг, статей). Такие журналы могут использоваться при написании теоретической части курсовой, выпускной квалификационной работы, реферата.
Итак, с помощью справочно-библиографического аппарата мы отобрали необходимую литературу по интересующей нас тематике. Теперь ее надо заказать. Для этого заполняется бланк заказа. Для заказа книги указываются: шифр, указанный в левом верхнем углу карточки, например, Ш-23 (он означает, что книга стоит на полке на букву «Ш» под 23 номером), автор (авторы) книги и его инициалы, название книги, год издания. Для заказа статьи в журнале (газете) указываются: название журнала, год, номер (фамилию автора и название статьи указывать не надо!). При заполнении бланка заказа обратите внимание на правый верхний угол карточки: там указано, в каком отделе библиотеки находится книга: на абонементе («аб.»), в читальном зале («ч/з») или в книгохранилище («к/х»). Обращайтесь только в тот отдел, где находится книга! Если в карточке указано, что книга находится в книгохранилище, ее надо заранее заказать (обычно заказ выполняют на следующий день или через день). Что касается журналов, то в читальном зале, как правило, находятся журналы за последние 5 лет. Остальные отдаются в книгохранилище, и их необходимо заранее заказывать.
Итак, Вы получили необходимую литературу. Если Вы работаете в читальном зале, первое, что необходимо сделать, это выписать выходные данные книги, которые помещаются на обратной стороне обложки, выше аннотации. Если Вы этого не сделаете, придется идти в библиотеку и заказывать книгу только затем, чтобы выписать ее выходные данные. Если Вы снимаете ксерокопию, то сразу же записывайте на ней выходные данные издания. Конспектировать содержание статей и книг лучше всего не в толстой тетради, а на отдельных листах, обратную сторону которых нужно оставлять чистой. Такие листы легко разрезать, компоновать, склеивать, раскладывать по разделам и темам. Если Вы записываете текст источника дословно, ставьте кавычки, чтобы было понятно, что это цитата. Не забывайте постоянно в скобках отмечать номера страниц, с которых Вы пишете цитаты или которые пересказываете! Иначе Вы не сможете при написании работы сделать ссылки.

В заключение отметим, что при умелом подходе поиск литературы - увлекательнейшее занятие. Он приносит ни с чем несравнимую радость, когда обнаруживаешь необходимую книгу и находишь в ней нужную информацию. Чтобы испытывать такую радость, надо постоянно заниматься поиском литературы и приобретать необходимый опыт. Тогда процесс поиска будет гораздо результативнее и экономнее во времени.шаблоны для dle 11.2