» » Выпускная квалификационная работа бакалавра: цели и задачи

Выпускная квалификационная работа бакалавра: цели и задачи

Выпускная квалификационная работа бакалавра: что это такое? По форме ВКР представляет собой структурированную письменную работу объемом около 80 страниц. Объем ВКР бакалавра и ее структура регламентируется, как правило, локальными нормативными документами вуза; объем должен быть достаточным для решения задач, стоящих перед ВКР. Рекомендуется избегать как слишком лаконичных работ, в которых невозможно сколько-нибудь убедительно аргументировать выводы, предложения, рекомендации автора, так и пространных описаний, включающих обширные заимствования из литературных источников.

По содержанию ВКР - это квинтэссенция профессиональных знаний, полученных выпускником бакалавриата, в практическом применении их при решении конкретной задачи, вынесенной в название ее темы. Выпускники бакалавриата по экономике и управлению готовят ВКР на реальных материалах конкретных организаций, где они проходят практику, предшествующую написанию ВКР (преддипломную практику). Таким образом, практическое применение полученных профессиональных знаний в ВКР должно воплотиться или в некий проект, или в обобщение исследования, выражающееся в итоге в получении новых знаний или как минимум в обоснование реальных предложений по решению какой-либо конкретной задачи.

В соответствии с требованиями к содержанию ВКР должна быть логичной по структуре, показывать, что студент, подготовивший ее, свободно ориентируется в фундаментальных положениях той отрасли знаний, в рамках которой он проводит исследование, в частности знает конкретные методы и приемы решения профессиональных задач, владеет соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями. Кроме того, ВКР должна показывать, что студент умеет интерпретировать общие теоретические положения с целью применения их в решении конкретных прикладных задач, умеет грамотно и толково излагать на бумаге результаты своих размышлений над решением обозначенной в теме проблемы, умеет убеждать, доказывать свою правоту. Таковой в общих чертах является выпускная квалификационная работа как завершающая процедура контроля качества подготовки бакалавра.
Цели студента при выполнении им ВКР. Перед началом работы над ВКР студент бакалавриата может поставить перед собой следующие цели.

Первая цель - основная и неизбежная. Она обусловлена требованиями высшей школы вообще и конкретного учебного заведения, где учится студент бакалавриата, в частности. Ее суть заключается в контроле качества знаний, умений и навыков студента бакалавриата, оценке его способностей применять полученные в ходе обучения общие и профессиональные компетенции в решении конкретных практических задач в выбранной им сфере профессиональной деятельности. Контроль и оценку качества знаний осуществляет, как известно, вуз, и студент бакалавриата к определенному времени должен, во-первых, представить свой письменный труд в завершенном виде, который способен выдержать все контрольные процедуры, и, во-вторых, быть готовым защитить сформулированные им в ВКР положения перед Государственной аттестационной комиссией. Таким образом, студент бакалавриата, приступая к подготовке ВКР, в первую очередь должен (точнее вынужден) преследовать цель, выражающуюся в подготовке такой работы, которая бы выдержала все контрольные и оценочные процедуры (испытания), что и позволит ему в итоге получить документ о высшем образовании.

Студент бакалавриата может ограничиться только этой целью, с тем чтобы обрести высшее образование и отправиться в свободное плавание по рынку труда. Многие выпускники именно так и поступают: ограничиваются написанием ВКР, соответствующей требованиям высшей школы, и не более, а затем ищут место работы, испытывая при этом массу неудач и разочарований, и вынуждены довольно часто устраиваться на работу не по специальности. Чтобы этого не случилось, студент бакалавриата при написании ВКР может преследовать еще одну цель - вторую, необязательную, т.е. не вытекающую непосредственно из требований высшей школы, а обусловленную исключительно интересами самого выпускника, но вместе с тем отвечающую требованиям Правительства РФ к высшей школе вообще при подготовке бакалавров в частности. Это требование выражается в формировании трудовых и производственных связей и отношений каждого студента бакалавриата с каким-либо конкретным предприятием, где он после окончания вуза может найти работу. Суть этой второй цели студента при написании ВКР выражается в решении реальной практической проблемы для предприятия, на материалах которого он пишет ВКР. Здесь следует подчеркнуть, что решаемая студентом в ВКР задача должна быть актуальной для предприятия, выгодной ему в экономическом и социальном отношениях.
Таким образом, первая цель ВКР является контрольной и предназначена для руководства вуза, принимающего решение о выдаче (или невыдаче) выпускнику бакалавриата образовательного документа (диплома о высшем образовании) и об оценке качества его знаний, умений и профессиональных навыков, которая выставляется в приложении к диплому. Вторая цель предназначена для руководства предприятия, с которым у студента есть определенные связи и на котором он проходил практику. В зависимости от того как реализована в ВКР эта вторая цель, руководство предприятия может принять (или не принять) на работу выпускника бакалавриата. Постановка студентом такой цели перед собой предполагает, что ВКР будет носить ярко выраженный оригинальный характер, т.е. не будет иметь полных аналогов ни в прошлом этого предприятия, ни в практике других предприятий.

Возможна постановка и третьей цели. Ее суть заключается в разработке в ВКР такой проблемы, работа над которой может быть продолжена выпускником и после окончания вуза. Ставить такую цель есть смысл только в том случае, если выпускник бакалавриата планирует в дальнейшем заняться исследовательской деятельностью, продолжить свое образование в магистратуре, а затем в аспирантуре. Постановка этой третьей цели предполагает формулирование такой темы ВКР, которая слабо исследована, содержит в себе много белых пятен, вместе с тем актуальна для общества, решения ее ждут многие слои населения, предприятия, организации. Подготовить такую ВКР сложно. С одной стороны, она должна носить законченный характер, а с другой - иметь содержательный потенциал для продолжения (т.е. при наличии некоей содержательной цельности быть как бы и не завершенной).

Безусловно, студент при работе над ВКР может ставить и другие цели, обусловленные либо его личными интересами и предпочтениями, либо складывающейся во внешней среде ситуацией (как бы некоей своеобразной конъюнктурой в области знаний). Допустим, в каком-либо регионе страны начинает развиваться новая отрасль деятельности или возрождаться прежняя, утратившая по каким-то причинам свои былые позиции. Ясно, что в таких условиях свою цель при работе над ВКР студент бакалавриата может сформулировать как решение каких-либо отдельных вопросов этой важной проблемы. Безусловно, сформулированная таким образом цель может сочетаться и с третьей, и со второй целями.

Таким образом, формулирование личных целей студента при работе над ВКР определяется многими факторами. Однако они, что следует подчеркнуть особо, концентрируются в одной личности, а именно в личности студента: каков студент, таковы и цели его работы над ВКР. Он может проигнорировать вторую и третью цели, но не первую. Эта цель является неизбежной - выпускная квалификационная работа должна соответствовать контрольным и оценочным требованиям высшей школы вообще и вуза, который заканчивает студент бакалавриата, в частности. И эта цель должна концентрироваться как в личности каждого студента, заканчивающего вуз, так в коллективном сознании всего контингента выпускников (студенческой группы, курса), мобилизуя их на преодоление всех трудностей, которые неизбежны при подготовке и защите ВКР.

Задачи студента при выполнении им ВКР. Задачи, возникающие перед студентом - выпускником бакалавриата, приступающим к работе над ВКР, определяются целями, которые он сам перед собой поставил, завершая свое обучение в вузе.
Если студент решил ограничиться только первой целью, то задач у него будет поменьше. В этом случае к ним можно отнести глубокое освоение студентом-выпускником теоретического и методического материала в пределах выбранной темы ВКР, сбор данных, обработку их, классификацию, интерпретацию и формирование посредством применения этих методов информации для разработки предложений по разрешению проблемы, отраженной в названии темы ВКР. В число задач можно включить и формирование студентом отношений на предприятии, где он проходит практику и где он должен получить данные для разработки проекта предложений, которые можно вынести на защиту.

Одной из задач является и формирование отношений студента со своим руководителем, который должен контролировать работу студента над ВКР, помогать ему советами, направлять его деятельность. Одной из основных форм взаимодействия студента как с руководителем ВКР от вуза, так и с работниками предприятия, где он собирает данные, являются консультации. Регулярность консультаций, поведение студента при общении с руководителем и работниками предприятия, содержание вопросов, которые он задает, предлагаемые им решения проблем, которым посвящена тема ВКР, промежуточные результаты его труда над нею - все это и формирует отношения студента со своими руководителями.
Немаловажным аспектом формирования благоприятных отношений является умение студента ценить время своих старших коллег. При получении консультаций студенту важно уметь сосредоточиваться на главных сущностных вопросах, не вдаваясь в мелкие подробности. Это относится к таким общекультурным компетенциям ФГОС ВПО по экономике, которыми должен овладеть студент по окончании вуза, как «способность к общению» (ОК-1), «готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе» (ОК-7).
Формирование деловых продуктивных отношений студента со своим руководителем и работниками предприятия является одной из важных задач, которую он должен решать при работе над ВКР.

Если студент поставил перед собой и другие цели при подготовке ВКР, то, следовательно, число задач, которые он должен преодолеть, увеличивается. В частности, если в качестве цели студентом определено решение актуальной для предприятия задачи, с тем чтобы доказать этим свои профессиональные способности и добиться приема на работу, то основная задача студента здесь будет заключаться не просто в формировании деловых отношений с некоторыми работниками предприятия, которые владеют определенными данными, но и с руководством, которое и принимает решения, кого принимать на работу. Из этой цели вытекает и масса других задач, связанных с познанием структуры предприятия, содержания его деятельности, его рынков. Такие знания необходимы студенту на будущее.

Если целью студента бакалавриата является длительная исследовательская работа над интересующей его темой, которая отнюдь не заканчивается с защитой ВКР, то одной из основных задач здесь является глубокое проникновение в содержание этой темы. Формулируя такую цель, студент должен быть готов к преодолению многих трудностей, связанных с освоением множества теоретического и методологического материала, созданного до него, с необходимостью аналитической обработки этого материала, с тем чтобы вынести свое оригинальное мнение по его научной значимости и сформулировать свое предложение в форме нового знания, способное внести заметный вклад в науку.

Содержание целей и задач, которые студент бакалавриата должен поставить перед собой, принимаясь за работу над ВКР, свидетельствуют о том, насколько серьезным является этот последний этап обучения студента в вузе. Пожалуй, это первое серьезное самостоятельное дело молодых людей, сопоставимое по содержанию с профессиональной деятельностью взрослых людей.шаблоны для dle 11.2