» » Текстовое представление информации в научной статье

Текстовое представление информации в научной статье

Печатный текст любой научной публикации является основным способом предоставления результатов исследования в любом научном издании. Поэтому, соответствие ее, именно, распечатанного варианта (по количеству страниц или печатных знаков) требованиям соответствующей редакции, во многом, определяет возможность быть опубликованной. На объем распечатанного материала влияют формат страницы, размеры полей и колонтитулов, промежутки между строками, а также между текстом и заголовками разделов. Он сильно зависит от вида, размера, жирности шрифта основного текста, заголовков и подписей таблиц и рисунков, величины абзацев и др. Эти характеристики, как правило, разные для «текстового» изложения самих сведений, для текстовой части таблиц, для подписей рисунков и для «Списка литературы», о чем всегда сообщается в «Правилах для Авторов». Приведенные различия в оформлении разных текстов в одной и той же публикации являются практическим поводом для ее автора, чтобы овладеть соответствующими знаниями и навыками по использованию возможностей редактора «Word», которые позволят ему успешно реализовать эти текстовые особенности. Кроме внешнего оформления научной публикации, ее текст характеризуется, еще и общим стилем изложения сведений, формулировками отдельных предложений, использованием ссылок, пояснений, уточнений, которые приводятся в скобках, а также наличием цитат и комментариев. Эти специфических свойств текста существенно увеличивают объем публикации, что может стать причиной ее несоответствия требованиям редакции (по кол-ву страниц, знаков, строк). Поэтому при написании любого жанра научной публикации, желательно придерживаться определенных рекомендаций, по оформлению ее текста, чтобы полностью удовлетворить «размерные» редакционные требования. Для этого, перед тем, как начать печатать текст на компьютере, установите оговоренный редакцией формат страницы, кол-во колонок, поля, шрифт, междустрочный интервал. При этом надо учитывать что, чем больше формат, больше колонок, большие поля и междустрочный интервал, тем больше страничный объем одного и того по словесному содержанию текста. Поэтому, если отсутствуют соответствующие редакционные требования, то надо стараться, уменьшить все эти характеристики печатания. Благодаря этому, после распечатки первой версии публикации, вы будете точно знать степень соответствия ее объема требованиям редакции, что позволит, при необходимости, целенаправленно уменьшить или страничный, или знаковый или строчный размер текста. Учитывать эти особенности очень важно при создании, прежде всего, коротких публикаций в виде тезисов, аннотации или реферата. При этом, надо знать, что текст, напечатанный курсивом или жирным шрифтом, или заглавными буквами всегда занимает, заметно, больше места на странице формата «А4», чем обычный, нежирный с прописными буквами одного и того же шрифта. Кроме того, и самостоятельный выбор шрифта, если он не регламентирован редакцией, тоже влияет на объем текста, например, «Arial» более объемный по сравнению с «Times New Roman», a «Tahoma» значительно превосходит их обоих. При этом, в формате «А5» такое увеличение гораздо существеннее, по сравнению с «А4». Никогда не пренебрегайте нумерацией страниц вашей публикации любого объема. Обязательно проставляйте отчетливые номера страниц, даже если вся публикация состоит только из одной (или, даже, части страницы, например, для тезисов), тем более, если их несколько или десятки. При редактировании это позволит вам быстро найти нужную страницу, а при одной - знать, что это и есть весь текст. Если не существует специальных требований редакции, то печатайте номер страницы тем же шрифтом, что и основной текст и ставьте его в правом верхнем углу страницы, потому что там он наиболее быстро визуально обнаруживается читателем. Всегда применяйте автоматическую нумерацию страниц, используя возможности редактора «Word». Это не позволит вам пропустить какую-либо из них или сбиться в нумерации, а также обеспечит единообразие их расположения на странице и шрифта печати.

Не применяйте аббревиатуру, даже широко известную, без предварительной ее расшифровки полным текстом, в котором, для большей выразительности, первые буквы соответствующих слов, ее формирующие, сделайте заглавными, жирными и подчеркнутыми. Только после этого, предоставив адекватную расшифровку, приведите в круглых скобках саму аббревиатуру, в виде соответствующих заглавных букв (в первый раз, желательно, жирным шрифтом с подчеркиванием, а в дальнейшем без этих особенностей, но в кавычках). Например, для сокращения словосочетания «человек-оператор», в первый раз по тексу напишите Человек-Оператор (Ч-О), а потом - только «Ч-О». Применение кавычек особенно полезно, если аббревиатура похожа на слово или пишется строчными буквами, что может затруднить ее адекватное восприятие среди текста. Таким способом вы значительно повысите информативность вашей публикации, обеспечив ее понимание, даже не нетематическим специалистом. Что касается общепринятых сокращений некоторых часто употребляемых слов, например, «количество» и «специальный», то их надо в первый раз написать полностью. А в дальнейшем, использовать только соответствующие сокращения - «количество» или «спец.». При этом, в отличие от других смысловых аббревиатур, эти сокращения не надо приводить в скобках после первого использования соответствующих слов, и в дальнейшем по тексту применять только в сокращенном варианте. А такие общепринятые сокращения, как «т.е.» (словосочетание - то есть), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другие), «и «и т.д.» (и так далее), «т.к.» (так как) не требуют первичной расшифровки и везде в тексте, обычно используются только в сокращенном варианте.

При написании текста любой структурной составляющей научной статьи старайтесь формулировать каждое предложение таким образом, чтобы оно состояло не более, чем из 20-25 содержательных слов на странице формата «А-4». Это обеспечивается обычным шрифтом «Times New Roman» размером «14», одинарным междустрочным интервалом, полями - сверху-2, снизу- 1.5, слева - 2.5, справа -1.5 и текстовыми абзацами =1 см. (что соответствует не более, чем трем полным строкам, а на одной странице будет ~ 3000-3200 знаков с пробелами). При чтении, такая формулировка значительно облегчает восприятие и отслеживание смыслового контекста (не забудешь, с чего он начался). Надо стремиться к тому, чтобы предложение (независимо от его длинны) занимало или целое число строк, или не меньше половины последней его строки. Нежелательно, чтобы окончание предложения, перед следующим абзацем, переходило на новую строку одним - двумя словами, или, даже, точкой. Для чего, прежде всего, попытайтесь переформулировать его так, чтобы сократить эти «лишние» печатные знаки и освободить от них строку. Это позволит минимизировать объем текста, в случае его продолжения со следующего абзаца. Для длинных предложений, лучше всего, если последняя его часть, занимая меньше половины последней строки, будет дополнена какими- либо уточняющими деталями (например, прилагательными). Можно также начать следующее предложение, сразу же после предыдущего (без абзаца) или убрать следующий абзац, чтобы заполнить строку, как можно больше. Но смысл этого следующего предложения не должен содержать совершенно новых сведений, а только дополнять, обобщать или уточнять предыдущее. Это позволит более полно раскрыть его информационное содержание и сохранит логическую последовательность изложении соответствующего материала. Из трех предложенных способов оптимизации длинны предложения первый (т.е., устранение лишних печатных знаков) является наиболее предпочтительным, т.к. однозначно сокращает размер статьи, как минимум, на одну строку текста.

При этом, помните, что плотность печатных знаков в строке (количество слов, запятых и др.) зависит от характеристик шрифта и величины полей. Из-за этого, распечатка одного и того же текста будет занимать разное число строк, а слова в одном и том же предложении будут по-разному располагаться в пределах его последней строки. Поэтому, регулировать в ней кол-во слов можно, изменяя (в пределах редакционных требований) или их печатные характеристики, или размеры полей (последнее целесообразнее). Это может понадобиться при иных требованиях к печатанию текста, чем те, которые приведены в этой книге. Но учтите, что оптимизировать длину последних строк предложений, при регламентированных страничных полях, шрифте и абзаце надо только после установки их размеров на всех страницах статьи.

Никогда не пренебрегайте (всегда обращайте свое внимание) автоматическим контролем редактором «Word» не только грамматики (подчеркивание ошибок красной чертой), но и синтаксиса предложения, в виде подчеркивания зеленой чертой при неудачных формулировках. В этом случае, автоматически, (при нажатии правой кнопки мыши) предоставляется комментарий или о том, что предложение слишком длинное, и/или трудное для восприятия, или перегружено знаками препинания и т.п. Всегда старайтесь переформулировать такое предложение, согласно прокомментированному замечанию, например, разбив неудачное предложение на два. Благодаря таким исправлениям, со временем, вы научитесь синтаксически правильно строить предложения, что повысит читабельность ваших будущих публикаций.

Описание новых, по смыслу, сведений, непосредственно не связанных с теми, которые освещались в предыдущем предложении, нужно начинать с нового абзаца. Абзац следует применять всякий раз, ко­гда следующее предложение является началом изложения содержательно нового материала или для специального выделения сведений, на которые автор хочет обратить особое внимание читателя. Таким способом специально выделяются отдельные смысловые моменты, чтобы подчеркнуть их важность для наиболее правильного понимания содержания статьи.

При создании научной статьи не желательно вводить новые разделы с их названиями, помимо тех, что предусмотрены редакцией. Целесообразнее в их рамках, описание особенно интересных сведений начать с нового абзаца. Это позволит, не увеличивая объем публикации из-за названия раздела, его шрифта, размещения и промежутков между предыдущим и следующим предложением, сохранить информационную целостность статьи и привлечь читательское внимание к важным сведениям. В то же время, если структура статьи не регламентирована редакцией, а информационно-важные сведения, сами по себе, занимают, например, страницу и более, то введение нового раздела вполне оправдано. Хотя и в этом случае, чтобы не увеличивать текстовый объем, можно не применять отдельное название раздела, а ограничиться только новым абзацем с выделением жирным шрифтом ключевых слов в начале нового предложения. Они должны характеризовать основное содержание этого абзаца.

Старайтесь излагать сведения так, чтобы их формулировка не требовала написания дополнительных пояснений, уточнений или комментариев. Благодаря этому, вы избежите повторений и не увеличите объем текста, а читатель не ошибется в интерпретации прочитанного материала, из-за отсутствия необходимых уточнений или их неполноты. Если же без них нельзя обойтись, то, как можно, больше сократите соответствующий текст (до тезисного вида), не детализируя его, а только ссылайтесь на литературные первоисточники, где эта детализация представлена подробно.

Не следует, без особой необходимости, использовать цитаты, т.к. они могут недопустимо увеличить текст публикации. А когда вы, все же, вынуждены их применять, то исходите из их влияния на размер текста, необходимости дословного воспроизведения и важности для правильного понимания соответствующих сведений. И, если цитата не приемлемо увеличивает текст, или ее дословное приведение не обязательно, то целесообразнее ограничиться, как можно, более коротким пересказом ее, своими словами. При этом, после такого пересказа не надо указывать соответствующую страницу из первоисточника, а достаточно сослаться на его представительство в «Списке литературы» (не указывая страницу). Если же в тексте публикации вы привели цитату в оригинале, то сразу после нее в скобках, укажите первоисточник (его номер из «Списка литературы» или первых авторов с годом издания) и обязательно соответствующую страницу. Таким способом вы избежите обвинений в плагиате и продемонстрируете свою тематическую осведомленность. Не следует указывать конкретные страницы одного и того же первоисточника со сведениями (не цитатами) по разным тематикам, на которые вы ссылаетесь в различных разделах статьи. Вполне достаточно, всякий раз, повторно сослаться на один и тот же первоисточник (без указания конкретной «тематической страницы»), потому что, обычно, приведенные из него сведения расположены по всему его тексту. Такая унифицированная ссылка отражает сам факт наличия соответствующих сведений в одном и том же первоисточнике (правда, в разных местах его текста, по одной и той же или по разным тематикам). Поэтому, при ссылке на такой интегральный первоисточник нецелесообразно точечно идентифицировать номера соответствующих тематических страниц, вполне достаточно его номера (одного и того же) из «Списка литературы».

Основополагающие утверждения (ключевые слова) в тексте публикации, которые вы считаете важными для правильного понимания ее содержания, и на который, по вашему мнению, следует обратить читательское внимание, можно выделить. Это можно сделать или видом шрифта, или/и его жирностью, или/и подчеркиванием, т.к. цветовое выделение, обычно не разрешается редакцией, о чем сообщается в «Правилах для Авторов».

Если, при работе над публикацией, у вас возникли трудности с формулировкой предложения или созданная формулировка вас не устраивает (особенно часто, это касается названия и выводов), то, все равно, напечатайте ее, в этом несовершенном варианте (не ожидайте особого вдохновенья). Желательно, при этом отметить такой текст (слово) ярким цветом (например, зеленым), чтобы легко было его найти. В дальнейшем, всякий раз, возвращаясь к работе над публикацией, перечитывайте эту формулировку и делайте необходимые исправления, исходя из своей новой его оценки или точки зрения и т.п. Такое перечитывание несовершенных формулировок полезно применять не только к названию публикации и к ее выводам, но и к резюме, к ключевым словам. При завершении работы над публикацией, вначале, несовершенная формулировка, после неоднократного редактирования, вас вполне удовлетворит. Это объясняется тем, что после каждого очередного исправления, она будет все полнее и четче отражать нужный смысл, с учетом вновь отредактированного текста.

Применив предоставленные советы по использованию только текста, для написания любой научной публикации, студент сможет информационно качественно, с наименьшими усилиями и временем изложить результаты своего исследования и минимизировать редакторские претензии к их оформлению.шаблоны для dle 11.2