» » Технология успешного выступления

Технология успешного выступления

Для успешного выступления очень важна подготовительная (докоммуникативная) работа. 

Ниже приведены рекомендации, следование которым приводит к успеху: 

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что Вам не придется специально запоминать, что, собственно, Вы можете сказать по поводу данного предмета. 2. Речь нужно репетировать, желательно перед зеркалом или благожелательно настроенными слушателями, несколько раз.

3. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного - развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: Вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».

4. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если Вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не закончите, даже если Вам нужно что-то изменить или если Вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание Вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления. Если запутались - не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если Вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ..., Вы еще спросите, ...», и добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему.

5. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: Ваша цель - запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что Вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. 6. Готовясь к речи, Вы можете составить «шпаргалку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Необязательно все запомнить - смотрите в «шпаргалку»!

7. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

8. На листке плана оставьте широкие поля - на них Вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову Вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел.

9. Если появляется необходимость в импровизированной речи, нужно выполнить последовательность действий, которая займет 5-7 минут:

сформулируйте четко тему и главную, центральную мысль, которую Вы хотите передать;
сформулируйте позицию основной части (по крайней мере, важнейшие; их должно быть немного - 2-3);
сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний;
подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, Вам придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы;
подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их.

Импровизированная речь должна быть четкой по структуре, ясной для слушателей, как можно более яркой и образной. Она предоставляет возможность научиться применять шутку, «шоковую технику» парадокса, привыкнуть не бояться высказывать свое мнение.

Непосредственно перед выступлением очень важен настрой оратора. Часто перед выступлением наступает волнение, которое мешает сосредоточиться. Существуют некоторые способы, позволяющие снять напряжение перед выступлением:

• Представьте самый худший вариант развития событий. Ваше выступление не удалось...Что произойдет в Вашей жизни? Насколько это на нее повлияет? Так ли уж это страшно? 

• Если Вы боитесь аудиторию (например, присутствующие в ней слушатели - маститые ученые, а Вы - студент), представьте их в смешном виде. Мысленно дорисуйте им шапочки, блестящие парики, как будто они пришли на детский День рождения...

• Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Дыхание - очень мощный инструмент восстановления душевного равновесия.

• Несколько энергичных махов руками или приседаний. Энергия переживаний трансформируется в физическую энергию.

• Некоторым помогает легкая медитация на расслабление или, наоборот, на собранность и успех. Сказать себе: «Ты молодец! У тебя все получится» смешно, но, тем не менее, помогает.

• «Медикаментозный» метод (валерьяна) лучше оставить напоследок, если Вы уж очень нервничаете и ничего не помогает.

• Прокашляйтесь - проверьте голос до выхода перед аудиторией.

Вашему выступлению обязательно поможет:

Понятный аудитории язык.
Избегайте сленговых слов и профессиональных терминов, кроме случаев, когда это необходимо. 

Образная речь, использование сравнений.

Тон голоса помогает правильно расставлять акценты в выступлении. Бодрый тон призывает. Мягкий, «теплый» - создает атмосферу доверия.

Паузы подчеркивают важность сказанного.

Говорите и рассказывайте, а не читайте написанное. Обращайтесь к своему конспекту только для ключевых моментов - тезисы, заголовки, цитаты.

Выступлению может повредить:

Монотонность. Можно усыпить любую аудиторию, просто монотонно рассказывая материал.
Слова-паразиты. Они употребляются очень часто и «загрязняют» речь. Следите за своей речью. Просите давать Вам обратную связь.
Звуки-паразиты. Затягивание звуков приводит к ухудшению понимания.
Чтение материала, который слушатели видят на экране.

Невербальная часть - жесты, поза, мимика выступающего - говорит аудитории не меньше, чем слова. Важно, чтобы передаваемая невербально информация дополняла и усиливала то, что сообщается словами.

Неуверенный тон, теребление в руках «тезисов» снижают доверие слушателей к словам оратора, это трактуется как неуверенность в том, что он говорит.

Оратору будет полезно:

• Находиться перед аудиторией в «открытой» позе. Ноги и руки не скрещиваются. При жестикуляции руки ладонями вверх.

• Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговаривать самому важному человеку в аудитории.

• Сопровождать свои слова жестикуляцией.

• Привлечь внимание аудитории к слайду, показав на него ручкой или указкой.

• Двигаться. Перемещаться во время выступления по сцене.

Даже самая серьезная аудитория с большим удовольствием воспринимает юмор. Чтобы юмор подчеркнул Ваше выступление, он должен отвечать двум критериям: уместность и подготовленность.

С помощью юмора легко парируются даже самые острые замечания из зала.

Концовка должна быть эффектной и запомниться слушателям. Выступление лучше закончить так: 

• Подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления: «Таким образом, главной мыслью данного выступления является...». 

Побудить к деятельности, напутствовать: «Теперь вы познакомились с эффективным инструментом, который позволит вам...». 

• Произнести фразу, с которой Вы начали свое выступление: «Вот почему я считаю, что...».

• Шутка или цитата, иллюстрирующая основной тезис выступления.

Комплимент аудитории: «Я рад, что мне выпала часть поделиться знаниями со столь профессиональной аудиторией».

Примеры неудачной концовки:

• «На эту тему еще долго можно говорить».

• «Спасибо, что дали мне слово».

• «К сожалению у меня не было времени подготовиться получше».

• «Лимит времени не дает мне возможности сказать все то, что я хочу сказать по этому поводу».

Ответы на вопросы. Наверняка у слушателей возникнут вопросы или они не согласны с чем-то в Вашем выступлении. Поэтому необходимо заранее, при подготовке выступления, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности Вашей информации.шаблоны для dle 11.2