» » Основные виды носителей научной и учебной информации

Основные виды носителей научной и учебной информации

В процессе получения учебных и научных знаний студент сталкивается с различными носителями информации. Понимание цели и предназначения каждого вида источника информации позволит более точно и правильно использовать их в своей работе.

Учебник, учебное пособие - книга, предназначенная для обучения какому-либо предмету, учебной дисциплине. Представляет собой сжатый обзор наиболее признанных теоретических положений в области конкретного предмета. Учебник имеет четкую структуру в соответствии с программой изучения данной дисциплины, что позволяет студенту составить общее представление об основных понятиях, проблемах, вопросах предмета. Эффективен при подготовке к экзамену или контрольной работе.

Монография - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Необходима студенту для глубокого, детального знакомства с научной проблемой, наиболее полезна при выполнении курсовой и дипломной работ.

Научная статья - сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск нужной информации облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей.

Диссертация - квалификационная научная работа по конкретной теме, защищаемая автором в диссертационном совете для получения ученой степени. В диссертации систематизируется и обобщается научное знание по рассматриваемой проблеме, описывается совокупность новых научных результатов и положений, предлагаемых диссертантом. Фактически это монография, изданная на правах рукописи. Диссертации хранятся в библиотеке, научно-информационном отделе по месту защиты. Использование диссертаций иногда полезно при подготовке дипломной работы, так как позволяет шире представить изучаемую проблему.

Автореферат диссертации - краткое изложение основных положений диссертации. Рассылается в библиотеки вузов согласно списку, утвержденному соответствующим ученым советом. В читальном зале вуза обычно можно найти авторефераты, написанные по тем отраслям знания, по которым ведется подготовка в данном вузе.

Сайт в Интернете - электронный носитель информации. Эффективен преимущественно для получения общей, популярной информации по рассматриваемому вопросу, но с развитием сети расширяется возможность получения электронных вариантов научной и учебной литературы.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество курсовой работы. Следует спланировать свое время, выделить определенные дни и часы для работы в справочно-библиографическом отделе.

Информационный поиск в библиотеке осуществляется на основе каталогов.
Каталоги - это существующие в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу Вы обращаетесь в том случае, если знаете название книги и фамилию автора.

В предметном каталоге названия книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Широкая тема, как правило, имеет подразделы.

Систематический каталог - это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

Каталоги новых поступлений - это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода.

Сведения о литературе, полученные из каталогов, выписываются на определенные карточки, которые должны быть четко и правильно заполнены (плюс шифр, чтобы заказать книгу в библиотеке).

Например: Наумченко В.И. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов, Сар.ГУ, 1984, - 148 стр. Биб-ка им. Ушинского. Индексы: Ч 481.69 Н34. Инв. номер: 160640.

Очень удобно карточки оформлять на перфокартах или отдельных листах формата А5. Это позволяет на одной стороне выписывать библиографическое описание источника, а на другой стороне делать краткие заметки об источнике или выписать аннотацию. В дальнейшем это позволит лучше систематизировать информацию и ускорит ее анализ. Карточки можно систематизировать в соответствии с разделами работы или в алфавитном порядке.

Для ускорения поиска необходимо использовать такие библиографические издания, как реферативные журналы. В случае отсутствия в библиотеке требуемого издания можно провести поиск по электронным каталогам библиотек ведущих научных учреждений:

- Российская Государственная библиотека - http://www.rsl.ru;
- Государственная публичная научно-техническая библиотека - http:// www.gpntb.ru;
- Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru;
- Библиотека по естественным наукам РАН - http://195.178.196.201/ index.html; - Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - http://www.lib.msu.ru;
- Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) - http://www2.viniti.ru.

Ведущие библиотеки осуществляют изготовление и распространение электронных копий литературных источников.

Студент может заказать интересующую его литературу по межбиблиотечному абонементу (МБА), обратившись к сотрудникам университетской библиотеки. Необходимо учитывать, что проходит определенный срок выполнения заказа (он может быть более месяца). Кроме того, книга, полученная по МБА, на руки читателю не выдается, а может быть использована им только в читальном зале.

В тексте должны быть даны ссылки на все приложения. В приложения, в основном, выносят следующие материалы:

1) большой по объему текстовой или наглядный экспериментальный материал;
2) таблицы с первичными экспериментальными данными;
3) протоколы экспериментов, дневники наблюдений и т.п.шаблоны для dle 11.2